Страница:Оборона крепости Осовец во время второй, 6.5 месячной, осады её (Свечников, 1917).pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


шихъ Епифанцевъ, вслучаѣ попытки противника ночной атакой отрѣзать части, занимавшія рощу, приказалъ имъ съ наступленіемъ темноты отойти на ранѣе занимавшіяся позиціи въ непосредственной близости отъ п. Граево, куда онѣ и собрались къ 2-мъ часамъ ночи.

Епифанцы, утомленные предыдущими переходами, лишь съ наступленіемъ темноты подтянулись главными силами къ д. Ленково, гдѣ и заночевали, имѣя авангардъ выдвинутымъ къ д. Воеводзинъ, съ заставами, занявшими высоты у д. Попово и д. Вержбово. Донцы ядромъ своимъ свобрались въ д. Дыбло.

Въ 11 час. вечера къ отряду прибылъ комендантъ крѣпости, генералъ Бржозовскій, предложившій для облегченія положенія корпуса, ведшаго бой у Райгорода, предпринять бо́льшей частью силъ отряда и конницей наступленіе по шоссе на Райгородъ, прикрывшись заслономъ изъ остальныхъ войскъ у Граево. Но, такъ какъ распустившіяся отъ оттепели болота, сопровождавшія шоссе на Райгородъ, исключали возможность меневрировать внѣ шоссе и вслучаѣ неудачи единственнымъ путемъ отхода являлся проходящій черезъ Граево, что заставляло прочно владѣть имъ, расходуя по мѣрѣ движенія впередъ силы такъ же и для обезпеченія себя стороны д.д. Косово и Точилово, которыя находились всего 1½ верстахъ отъ шоссе на Райгородъ, начальникъ отряда признавалъ съ наличными небольшими силами, къ тому же сильно утомленными предыдущей 7 дневной боевой работой, рискованнымъ движеніе къ Райгороду ранѣе, чѣмъ противникъ не будетъ достаточно оттѣсненъ отъ самаго п. Граева, расчитывая, что наступленіе, съ этой цѣлью предпринимаемое, косвенно не только повліяетъ на прекращеніе движенія противника на Райгородъ, но даже вызоветъ оттяжку части его силъ въ виду опасности для его тыловыхъ сообщеній направленія на Просткенъ—Лыкъ, что, видимо, уже было оцѣнено противникомъ, такъ какъ съ началомъ наступленія въ этотъ день онъ прекратилъ движеніе по пограничному шоссе на Райгородъ и сталъ стягигивать свои силы къ району п. Граева.

На этомъ рѣшеніи и остановились, причемъ съ цѣлью помѣшать противнику наступленіемъ съ разсвѣтомъ въ направленіи на высоту 73,3 и далѣе въ тылъ Граево на д. Дановка скомпрометировать готовящійся переходъ въ наступленіе, или, занятіемъ этого района—раздѣлить силы, отрѣзавъ находящіяся у посада Граева отъ Епифанцевъ, начальникъ отряда приказалъ еще въ теченіи иочи занять высоту 73,3, что и было выполнено тремя ротами запаснаго батальона, входившими въ составъ общаго резерва.

На первое февраля частямъ Граевскаго отряда приказывалось: Епифанскому полку развернуться съ разсвѣтомъ на линіи высота 73,1 и высота 69,3 у д. Воеводзинъ и изготовиться къ атакѣ противника во флангъ; Донскому полку съ разсвѣтомъ начать движеніе во флангъ и въ тылъ противнику, выбивъ его предварительно изъ д. Попово. Землянцы и запасный батальонъ должны были, оставаясь на прежней позиціи, изготовиться къ

Тот же текст в современной орфографии

ших епифанцев, в случае попытки противника ночной атакой отрезать части, занимавшие рощу, приказал им с наступлением темноты отойти на ранее занимавшиеся позиции в непосредственной близости от п. Граево, куда они и собрались к двум часам ночи.

Епифанцы, утомленные предыдущими переходами, лишь с наступлением темноты подтянулись главными силами к д. Ленково, где и заночевали, имея авангард выдвинутым к д. Воеводзин, с заставами, занявшими высоты у д. Попово и д. Вержбово. Донцы ядром своим собрались в д. Дыбло.

В 11 часов вечера к отряду прибыл комендант крепости, генерал Бржозовский, предложивший для облегчения положения корпуса, ведшего бой у Райгорода, предпринять большей частью сил отряда и конницей наступление по шоссе на Райгород, прикрывшись заслоном из остальных войск у Граево. Но, так как распустившиеся от оттепели болота, сопровождавшие шоссе на Райгород, исключали возможность маневрировать вне шоссе и в случае неудачи единственным путем отхода являлся проходящий через Граево, что заставляло прочно владеть им, расходуя по мере движения вперед силы также и для обеспечения себя стороны д. д. Косово и Точилово, которые находились всего в полутора верстах от шоссе на Райгород, начальник отряда признавал с наличными небольшими силами, к тому же сильно утомленными предыдущей семидневной боевой работой, рискованным движение к Райгороду ранее, чем противник не будет достаточно оттеснен от самого п. Граева, рассчитывая, что наступление, с этой целью предпринимаемое, косвенно не только повлияет на прекращение движения противника на Райгород, но даже вызовет оттяжку части его сил ввиду опасности для его тыловых сообщений направления на Просткен—Лык, что, видимо, уже было оценено противником, так как с началом наступления в этот день он прекратил движение по пограничному шоссе на Райгород и стал стягивать свои силы к району п. Граева.

На этом решении и остановились, причем с целью помешать противнику наступлением с рассветом в направлении на высоту 73,3 и далее в тыл Граево на д. Дановка скомпрометировать готовящийся переход в наступление или занятием этого района разделить силы, отрезав находящиеся у посада Граева от епифанцев, начальник отряда приказал еще в течении ночи занять высоту 73,3, что и было выполнено тремя ротами запасного батальона, входившими в состав общего резерва.

На первое февраля частям Граевского отряда приказывалось: Епифанскому полку развернуться с рассветом на линии высота 73,1 и высота 69,3 у д. Воеводзин и изготовиться к атаке противника во фланг; Донскому полку с рассветом начать движение во фланг и в тыл противнику, выбив его предварительно из д. Попово. Землянцы и запасный батальон должны были, оставаясь на прежней позиции, изготовиться к