Страница:Оборона крепости Осовец во время второй, 6.5 месячной, осады её (Свечников, 1917).pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


переходу въ наступленіе въ фронтальномъ направленіи, по обѣимъ сторонамъ дороги на Просткенъ (сх. № 5).

За ночь, въ общемъ проведенную частями Граевскаго отряда тревожно и безъ должнаго отдыха, нѣмцы значительно усилились въ направленіи на Просткенъ и въ районѣ д.д. Конопки, Усцянки и Попово, оттѣснивъ при помощи конницы, поддержанной пѣхотой, казачьи разъѣзды и выйдя на шоссе Щучинъ—Граево. Артиллерія противника тоже усилилась до 2—3 легкихъ батарей и одной гаубичной.

Епифанцы, занявъ указанное имъ расположеніе, имѣя для охраненія лѣваго фланга заставы у д.д. Вержбово и у Александрово, были упреждены атакой, поведенной противникомъ отъ ф. Усцянокъ на высоты 73,3 и 71,6; въ то же время противникъ повелъ наступленіе и съ фронта, со стороны д. Богуше. Эти атаки были отбиты, но на лѣвомъ флангѣ Донцы не могли продвинуться впередъ и противникъ около 3-хъ часовъ дня, введя въ бой свѣжій батальонъ, поддержанный сильными конными частями, повелъ наступленіе съ фронта Попово—Бочки—Сидрово въ юго-восточномъ направленіи, одновременно возобновивъ наступленіи и со стороны д. Усцянокъ. Донцы вынуждены были податься еще назадъ, къ д. Дыбло, и противникъ, развивая наступленіе, выбивъ заставы изъ д.д. Вержбово и Александрово, охватилъ лѣвый флангъ Епифанцевъ. Къ этому времени общій и частные резервы Граевскаго отряда, вынужденнаго вести бой на большомъ фронтѣ, были почти израсходованы и средствъ для активнаго противодѣйствія охвату не имѣлось.

Хотя къ наступленію темноты охватъ не получилъ опаснаго развитія, однако, ничто не мѣшало значительно усилившемуся противнику, ночью или съ разсвѣтомъ слѣдующаго дня, обрушиться большими силами глубоко во флангъ Епифанцевъ и вслучаѣ успѣха отбросить Граевскій отрядъ отъ путей отхода на Осовецъ, прижавъ его къ болотамъ, сопровождавшимъ эти дороги съ востока. Расчитывать на особое упорство обороны войскъ Граевскаго отряда не приходилось, такъ какъ, не говоря уже о нѣкоторомъ моральномъ упадкѣ силъ, вызванномъ большими потерями въ бояхъ 25 и 26, а затѣмъ 31 и 1-го февраля, физическія силы бойцовъ были такъ же сильно подорваны 8-дневной боевой работой въ неблагопріятную погоду, безсонными ночами и жизненными лишеніями.

При такихъ условіяхъ создавалось невольное опасеніе за то, что вслучаѣ атаки, особенно ночной, въ лѣвый флангъ противостоящія части могутъ не выдержать, что можетъ привести не только къ замѣшательству и большимъ потерямъ, но и къ гибели болѣе выдвинутыхъ впередъ частей, занимавшихъ позицію по сѣверной окраинѣ Граева. Поэтому, имѣя ввиду, что задача, возложенная на Граевскій отрядъ,—окончаніе эвакуаціи ст. Граево, оттяжка на себя части силъ, двинутыхъ противникомъ на востокъ вслѣдъ за отступающей арміей и выигрышъ времени для при-

Тот же текст в современной орфографии

переходу в наступление в фронтальном направлении, по обеим сторонам дороги на Просткен (сх. № 5).

За ночь, в общем проведенную частями Граевского отряда тревожно и без должного отдыха, немцы значительно усилились в направлении на Просткен и в районе д. д. Конопки, Усцянки и Попово, оттеснив при помощи конницы, поддержанной пехотой, казачьи разъезды и выйдя на шоссе Щучин—Граево. Артиллерия противника тоже усилилась до двух — трех легких батарей и одной гаубичной.

Епифанцы, заняв указанное им расположение, имея для охранения левого фланга заставы у д. д. Вержбово и у Александрово, были упреждены атакой, поведенной противником от ф. Усцянок на высоты 73,3 и 71,6; в то же время противник повел наступление и с фронта, со стороны д. Богуше. Эти атаки были отбиты, но на левом фланге донцы не могли продвинуться вперед и противник около трех часов дня, введя в бой свежий батальон, поддержанный сильными конными частями, повел наступление с фронта Попово—Бочки—Сидрово в юго-восточном направлении, одновременно возобновив наступление и со стороны д. Усцянок. Донцы вынуждены были податься еще назад, к д. Дыбло, и противник, развивая наступление, выбив заставы из д. д. Вержбово и Александрово, охватил левый фланг епифанцев. К этому времени общий и частные резервы Граевского отряда, вынужденного вести бой на большом фронте, были почти израсходованы и средств для активного противодействия охвату не имелось.

Хотя к наступлению темноты охват не получил опасного развития, однако ничто не мешало значительно усилившемуся противнику ночью или с рассветом следующего дня обрушиться большими силами глубоко во фланг епифанцев и в случае успеха отбросить Граевский отряд от путей отхода на Осовец, прижав его к болотам, сопровождавшим эти дороги с востока. Рассчитывать на особое упорство обороны войск Граевского отряда не приходилось, так как, не говоря уже о некотором моральном упадке сил, вызванном большими потерями в боях 25-го и 26-го, а затем 31-го и 1 февраля, физические силы бойцов были так же сильно подорваны восьмидневной боевой работой в неблагоприятную погоду, бессонными ночами и жизненными лишениями.

При таких условиях создавалось невольное опасение за то, что в случае атаки, особенно ночной, в левый фланг противостоящие части могут не выдержать, что может привести не только к замешательству и большим потерям, но и к гибели более выдвинутых вперед частей, занимавших позицию по северной окраине Граева. Поэтому, имея в виду, что задача, возложенная на Граевский отряд, — окончание эвакуации ст. Граево, оттяжка на себя части сил, двинутых противником на восток вслед за отступающей армией и выигрыш времени для при-