Страница:Оборона крепости Осовец во время второй, 6.5 месячной, осады её (Свечников, 1917).pdf/34

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена



Въ теченіе дня противникъ держался пассивно, обнаруживъ только попытку небольшими силами обойти правый флангъ Сосненской позиціи, но во время былъ замѣченъ и прогнанъ исключительно огнемъ крѣпостной артиллеріи, послѣ чего онъ обстрѣлялъ тяжелой артиллеріей Сосненскую позицію, выпустивъ нѣсколько снарядовъ и по Зарѣчной позиціи.

Пѣшая развѣдка, произведенная къ западу, сѣверу и востоку отъ Сосненской позиціи обнаружила, что противникъ окапывается на линіи Бѣлашевскаго лѣса и особенно между желѣзной дорогой и Рудскимъ каналомъ, къ югу отъ д. Цемношіе.

Сопоставляя данныя развѣдки съ показаніями бѣжавшихъ со стороны нѣмцевъ мѣстныхъ жителей и плѣнныхъ нѣмцевъ можно было предположить, что нѣмцы, понеся большія потери, и задержанные передъ крѣпостью до наступленія разлива рѣкъ, начали сомнѣваться въ успѣхѣ взять крѣпость открытой силой, стали окапываться на фронтѣ крѣпости и оттягивать часть своихъ войскъ на Ломжинское направленіе, гдѣ на лѣвомъ флангѣ крѣпости началось развертываніе нашей арміи.

Въ это же время отъ плѣнныхъ нѣмцевъ были получены свѣдѣнія, что на фронтѣ ожидаются 12 дюймовыя орудія и даже 42 сантим. (16,8 дм.) гаубицы, что предположено 4 дня бомбардировать крѣпость, а потомъ ринутся на штурмъ.

Не лишено интереса показаніе одного переодѣтаго въ штатское платье нѣмецкаго солдата, пойманнаго какъ шпіона впереди крѣпости 9-го февраля.

Будучи захваченъ и доставленъ въ Штабъ крѣпости показалъ слѣдующее:

Отъ Куртъ Рандтъ—уроженецъ Польскаго края, выселенъ въ 1906 году за революціонную дѣятельность изъ предѣловъ Россіи, бѣжалъ въ Германію (мать нѣмка), отбывалъ тамъ воинскую повинность.

При мобилизаціи въ 1914 году былъ призванъ въ 147-й эрзацъ-резервный батальонъ (въ Летценѣ) унтеръ-офицеромъ. Въ первыхъ числахъ февраля 1915 года Рандтъ неожиданно былъ вызванъ въ Лыкъ, въ развѣдывательное бюро Германскаго армейскаго Штаба. Здѣсь ему, какъ великолѣпно знающему русскій языкъ, было дано порученіе пробраться въ Осовецъ, какими угодно средствами добиться свиданія съ Комендантомъ крѣпости и предложить за сдачу крѣпости 500 тысячъ марокъ. Въ доказательство справедливости своихъ словъ, и въ случаѣ согласія Коменданта на это предложеніе, требовалось только крѣпостной радіостанціи 5 разъ дать слово „Рандтъ”, въ отвѣтъ на что со стороны противника послѣдовало бы по радіотелеграфу 5 разъ слово „Куртъ“; когда унтеръ-офицеру Рандтъ было сказано, что крѣпость Осовецъ настолько сильна, что о сдачѣ или паденія ея не можетъ быть рѣчи, то Рандтъ насмѣшливо заявилъ, что какъ бы сильна не была крѣпость, она, по примѣру Антверпена, Льежа и др. крѣпостей не сможетъ противостоять орудіямъ 42 санти-

Тот же текст в современной орфографии


В течение дня противник держался пассивно, обнаружив только попытку небольшими силами обойти правый фланг Сосненской позиции, но вовремя был замечен и прогнан исключительно огнем крепостной артиллерии, после чего он обстрелял тяжелой артиллерией Сосненскую позицию, выпустив несколько снарядов и по Заречной позиции.

Пешая разведка, произведенная к западу, северу и востоку от Сосненской позиции обнаружила, что противник окапывается на линии Белашевского леса и особенно между железной дорогой и Рудским каналом, к югу от д. Цемношие.

Сопоставляя данные разведки с показаниями бежавших со стороны немцев местных жителей и пленных немцев, можно было предположить, что немцы, понеся большие потери, и задержанные перед крепостью до наступления разлива рек, начали сомневаться в успехе взять крепость открытой силой, стали окапываться на фронте крепости и оттягивать часть своих войск на Ломжинское направление, где на левом фланге крепости началось развертывание нашей армии.

В это же время от пленных немцев были получены сведения, что на фронте ожидаются 12-дюймовые орудия и даже 42-сантим. (16,8 дм.) гаубицы, что предположено четыре дня бомбардировать крепость, а потом ринутся на штурм.

Не лишено интереса показание одного переодетого в штатское платье немецкого солдата, пойманного как шпиона впереди крепости 9 февраля.

Будучи захвачен и доставлен в штаб крепости показал следующее:

От Курта Рандта — уроженца Польского края, выселен в 1906 году за революционную деятельность из пределов России, бежал в Германию (мать немка), отбывал там воинскую повинность.

При мобилизации в 1914 году был призван в 147-й эрзац-резервный батальон (в Летцене) унтер-офицером. В первых числах февраля 1915 года Рандт неожиданно был вызван в Лык, в разведывательное бюро германского армейского штаба. Здесь ему, как великолепно знающему русский язык, было дано поручение пробраться в Осовец, какими угодно средствами добиться свидания с комендантом крепости и предложить за сдачу крепости 500 тысяч марок. В доказательство справедливости своих слов, и в случае согласия коменданта на это предложение, требовалось только крепостной радиостанции пять раз дать слово «Рандт», в ответ на что со стороны противника последовало бы по радиотелеграфу пять раз слово «Курт»; когда унтер-офицеру Рандту было сказано, что крепость Осовец настолько сильна, что о сдаче или падении ее не может быть речи, то Рандт насмешливо заявил, что как бы сильна ни была крепость, она, по примеру Антверпена, Льежа и др. крепостей, не сможет противостоять орудиям 42-санти-