Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


представляли фронтъ лишь въ 50 шаговъ, а за этимъ слабымъ фронтомъ страшная глубина колонны постоянно возрастала отъ вновь прибывавшихъ баталіоновъ[1]. Около 4 час. по полудни, когда лѣвый флангъ прусской пѣхоты подошелъ къ противнику на 40 шаговъ, Фридрихъ приказалъ открыть огонь залпами по баталіонно. Такой близкій огонь оказался, конечно, весьма дѣйствительнымъ: союзная пѣхота заколебалась. Этой-то минуты и ждалъ Зейдлицъ. Онъ со всею своею конницею бросился на противника и довершилъ его пораженіе. Ударъ былъ такъ стремителенъ, что многіе баталіоны были цѣликомъ взяты въ плѣнъ. Въ это время французскіе эскадроны праваго фланга, не участвовавшіе еще въ бою, двинулись на выручку своихъ, но въ суматохѣ приняли два эскадрона прусскихъ кирасиръ за имперцевъ и пронеслись мимо ихъ. Тогда пруссаки немедленно повернули кругомъ, съ тыла атаковали не узнавшаго ихъ противника и совершенно разсѣяли его. Еще одну попытку сдѣлали резервные эскадроны союзниковъ; но и они были опрокинуты прусскою конницею, которую повелъ въ атаку Зейдлицъ, не смотря на полученную имъ рану въ руку. Тогда началось общее бѣгство союзниковъ. Вся боевая линія пруссаковъ преслѣдовала ихъ до сумерекъ и остановилась между Обшюцемъ и Люфтшифомъ.

Сраженіе подъ Росбахомъ продолжалось не болѣе 3½ часовъ и отличалось самымъ рѣшительнымъ характеромъ. Оно было выиграно почти исключительно прусскою конницею, которая сначала разбила и разсѣяла непріятель-

  1. Надо имѣть въ виду, что въ тѣ времена арміи въ боевомъ порядкѣ въ видѣ длинныхъ, сплошныхъ линій были очень неповоротливы и не умѣли развертываться по головѣ колоннъ; развертываніе производилось посредствомъ захожденія направо или налѣво.
Тот же текст в современной орфографии

представляли фронт лишь в пятьдесят шагов, а за этим слабым фронтом страшная глубина колонны постоянно возрастала от вновь прибывавших батальонов[1]. Около 4 часов пополудни, когда левый фланг прусской пехоты подошел к противнику на 40 шагов, Фридрих приказал открыть огонь залпами побатальонно. Такой близкий огонь оказался, конечно, весьма действительным: союзная пехота заколебалась. Этой-то минуты и ждал Зейдлиц. Он со всею своею конницею бросился на противника и довершил его поражение. Удар был так стремителен, что многие батальоны были целиком взяты в плен. В это время французские эскадроны правого фланга, не участвовавшие еще в бою, двинулись на выручку своих, но в суматохе приняли два эскадрона прусских кирасир за имперцев и пронеслись мимо них. Тогда пруссаки немедленно повернули кругом, с тыла атаковали не узнавшего их противника и совершенно рассеяли его. Еще одну попытку сделали резервные эскадроны союзников; но и они были опрокинуты прусскою конницею, которую повел в атаку Зейдлиц, несмотря на полученную им рану в руку. Тогда началось общее бегство союзников. Вся боевая линия пруссаков преследовала их до сумерек и остановилась между Обшюцем и Люфтшифом.

Сражение под Росбахом продолжалось не более 3,5 часов и отличалось самым решительным характером. Оно было выиграно почти исключительно прусскою конницею, которая сначала разбила и рассеяла неприятель-

  1. Надо иметь в виду, что в те времена армии в боевом порядке в виде длинных, сплошных линий были очень неповоротливы и не умели развертываться по голове колонн; развертывание производилось посредством захождения направо или налево.