Страница:Падение царского режима. Том 1.pdf/203

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

совместно беседовали о разных вопросах. Кроме этих перечисленных лиц, бывал ли кто-нибудь из придворных на таких собеседованиях?

Протопопов. — Чтобы быть точным, это было только раз в Ставке, в вагоне императрицы. После доклада государь позвал меня пить чай в своей семье.

Соколов. — Когда это было, тогда беседа шла на политические темы?

Протопопов. — Нет, просто пустяки.

Соколов. — Там было несколько лиц. Кого вы из лиц, живущих в Царском Селе, могли причислить к рангу близких лиц, как Воейков и Вырубова?

Протопопов. — Думаю, никого.

Соколов. — Больше никого, значит это были самые близкие люди?

Протопопов. — По-моему, да.

Соколов. — Вы сказали, что частью непосредственно императрице, частью Вырубовой направляли записки, беседовали о продовольственных вопросах, о физиократах, — как вы можете характеризовать политическую систему или программу императрицы во внутренних реформах?

Протопопов. — У нее не было, по-моему, программы, и вообще она касалась дел, но не брала их. Она вникала, давала какие-нибудь советы и указания.

Соколов. — Но каково было ее направление, симпатизировала она правым течениям русского общества или более либеральным?

Протопопов. — Скорее правым.

Соколов. — Так что правые деятели завоевали у нее большую симпатию?

Протопопов. — Я не могу этого сказать. Она сама по себе твердый, в смысле конституции, человек и если бы от нее зависело дать что-нибудь, например, конституцию, она ее бы соблюла, она заграничная женщина. Она очень хорошо говорит по-русски, по-английски тоже очень хорошо говорит, и эта складка английская у нее очень сильная.

Соколов. — Но по направлению более правая?

Протопопов. — Про нее англичане сказали бы: «very conservatory».[1]

Председатель. — Истинно консервативный человек.

Соколов. — Вы сообщали о текущих событиях, о возможности народного движения. Не приходилось ли вам касаться причины этого движения, указывать, что общественная среда, народная среда, недовольна определенным направлением политической жизни и выставляет такие-то и такие-то требования?

Протопопов. — Я должен ответить совершенно откровенно, что я был убежден до сего времени и только в последнее время очевидность меня разубедила, что российская политика покоится

  1. Правильно англ. «very conservative» — очень консервативная. — Примечание редактора Викитеки.