Страница:Падение царского режима. Том 5.pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Маклаков. — Я для себя не испрашивал.

Председатель. — Вы именно это испрашивали, но только вы тогда говорили, вопреки тому, что сейчас говорите, что время опубликования указа должно быть поставлено в зависимости от соответствующего постановления совета министров. То-есть, вы стояли на точке зрения, что совет министров должен определить это время.

Макладов. — То-есть, когда?

Председатель. — Мы возвращаемся к вопросу, который вам задавался, — к вопросу о том, как вы смотрели на ваше право испрашивать частички прерогатив верховной власти, на то, что совет министров или отдельный министр распускает Думу, которая могла быть распущена только носителем верховной власти.

Маклаков. — Вы сейчас указываете случай, когда, как раз, государь был в Крыму. В таких случаях передавался подписанный указ, который проходил через совет министров, то-есть подписывался сам председатель совета министров, и опубликовывался. Но он обменивался мнением, прежде чем брать на себя то или другое решение.

Председатель. — Этого, к сожалению, не было, в особенности, в последние месяцы существовавшего режима.

Маклаков. — Вот этот раз совсем не последний.

Председатель. — Хотелось бы знать, указы стали выдаваться с момента этого вашего письма или это было и раньше?

Маклаков. — Нет, это было так: я указывал прием, который всегда существовал, который был установлен практикой с самого основания совета министров.

Председатель (показывает Маклакову бумагу). — Это ваш черновик?

Маклаков. — Да, да.

Председатель. — Оглашается текст письма от 14 октября 1913 года. (Читает.) «Приемлю долгом испрашивать у вашего императорского величества указания, когда вам угодно будет принять меня с докладом по делам министерства. Обстоятельства складываются так, что было бы осторожнее отъезд мой из Петербурга отложить еще на неделю. Настроение среди фабричного и заводского люда неспокойное, а в среде так называемой интеллигенции очень повышенное. Съезжаются в столицу члены Государственной Думы. Собираются в Таврический дворец думские фракции. Впечатление от того, что там происходит, неотрадное. Готовятся спешные запросы, вырабатывается план ожесточенной борьбы Думы с правительством. С первого дня Дума резко поднимет общественную температуру, если не встретит, на первых же шагах, сильного отпора вашего правительства. Полагая расстройство нашей мирной жизни неминуемым, в эти дни мне нельзя отлучиться из столицы. Но, оставаясь здесь, мне, как министру,