Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 38 —

изменить длительность их внутриутробного детства, то окажется что у кошки оно составило бы 50 недель, у собаки — 40, у слона — 15 месяцев и у лошади 20,5 месяцев. (Эти цифры мы получили потому, что кошка в действительности живет 12 лет, собака — 15 лет, лошадь — 40 и слон — 120 лет). Сопоставляя эти цифры, Блонский приходит к выводу, что человек имеет сравнительно самое короткое утробное детство, что „человек спешит родиться”.

Как объяснить это, с первого взгляда, странное явление? Для того, чтобы найти ему объяснение, мы должны продлить наши сравнения и попытаться сопоставить длительность внутриутробного и внутриутробного и внеутробного детства у человека и у остальных животных. Внеутробное детство у кошки длится 1 год, у собаки — 2 года, у лошади — 9 лет, у слона — 35 лет. Если взять отношение длительности всей жизни к детству, то у собаки оно выразится цифрой 7,5, у кошки 12, у лошади 5, у слона 3,4, у человека только 3. Вывод отсюда ясен: человек обладает относительно самым продолжительным внеутробным и самым коротким утробным детством.

Это последнее отношение между утробным и внеутробным детством становится особенно ясным тогда, когда мы сравниваем относительную длительность того и другого между собой. Если принять предположительно длительность внеутробного детства всех сравниваемых нами животных за 25 лет, как у человека, то оказалось бы, что длительность их утробного детства выразилась бы огромными цифрами: у собаки 112,5 недель, у лошади 137,5 недель, у кошки 200 недель, у слона 343 недели, у человека же только 40 недель.

Как объяснить эти результаты? Вспомним, что утробное детство является преимущественно периодом формирования организма, и этот процесс у человека протекает относительно быстрее, чем у других животных. Внеутробное детство есть время роста, изменения наследственных и врожденных задатков и приспособления их к условиям существования в среде, и эти процессы, видимо, протекают у человека гораздо медленнее и длительнее, чем у других животных.

Для того, чтобы это обстоятельство стало нам понятным, необходимо остановится в нескольких словах на вопросе о том, на что, вообще, указывает длительность детства. Если мы возьмем наиболее простые организмы и наиболее сложные, мы увидим, что длительность детства, в общем, возрастает по мере увеличения сложности организма. Как общее правило, оно представляется нам понятным, потому что более сложная органическая форма требует и более длительного периода для своего развития.

Таким образом, мы могли бы сказать, что длительность внеутробного детства является, с одной стороны, производной величиной от сложности соответствующего организма и формы его приспособления. С другой стороны, если мы сравним животных, живущих в относительно простой независимой среде, с животными, живущими в среде быстро изменяющейся и сложной, мы заметим,