Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/21

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Они, подобно призракамъ блуждали среди развалинъ; одни изъ нихъ забирались въ сады, и, присѣвъ на корточки, ковыряли землю, надѣясь добыть себѣ какихъ-нибудь овощей, другіе отбирали у воровъ остатки падали, — трупы мертвыхъ животныхъ, брошенныхъ арміей. Немного дальше, можно было замѣтить, какъ некоторые изъ нихъ влѣзали въ Москву-рѣку для того, чтобы вытащить изъ воды мѣшки съ зерномъ, брошенные туда по приказанію Ростопчина, и пожирали сырымъ, это прокисшее и испортившееся зерно.

Императоръ видѣлъ свою армію, разсыпавшейся по всему городу.

Когда Наполеонъ возвращался въ Кремль, ему загораживали дорогу длинныя вереницы мародеровъ, шедшихъ на поиски за добычей или возвращавшихся съ грабежа, безпорядочныя группы солдатъ, шумно толпившихся около входовъ въ подвалы, около дворцовъ, лавокъ и церквей, которымъ угрожалъ огонь и двери которыхъ они пытались взломать.

Движеніе Императора затруднялось встрѣчавшимися на пути обломками разнообразной мебели, которую выбрасывали изъ оконъ, чтобы спасти ее отъ пожара, прочей богатой добычей, которую по прихоти бросали грабители, жадно хватаясь за другіе предметы, ибо таковы солдаты: они безпрестанно стремятся къ обогащению и, забирая все безъ разбору, перегру-

Тот же текст в современной орфографии

Они, подобно призракам блуждали среди развалин; одни из них забирались в сады, и, присев на корточки, ковыряли землю, надеясь добыть себе каких-нибудь овощей, другие отбирали у воров остатки падали, — трупы мертвых животных, брошенных армией. Немного дальше, можно было заметить, как некоторые из них влезали в Москву-реку для того, чтобы вытащить из воды мешки с зерном, брошенные туда по приказанию Ростопчина, и пожирали сырым, это прокисшее и испортившееся зерно.

Император видел свою армию, рассыпавшейся по всему городу.

Когда Наполеон возвращался в Кремль, ему загораживали дорогу длинные вереницы мародеров, шедших на поиски за добычей или возвращавшихся с грабежа, беспорядочные группы солдат, шумно толпившихся около входов в подвалы, около дворцов, лавок и церквей, которым угрожал огонь и двери которых они пытались взломать.

Движение императора затруднялось встречавшимися на пути обломками разнообразной мебели, которую выбрасывали из окон, чтобы спасти ее от пожара, прочей богатой добычей, которую по прихоти бросали грабители, жадно хватаясь за другие предметы, ибо таковы солдаты: они беспрестанно стремятся к обогащению и, забирая всё без разбору, перегру-