Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ствомъ, онъ потерялъ больше половины изъ нихъ, благодаря битвамъ, голоду и дезертирству; въ Москвѣ онъ нашелъ лишь однѣ развалины; онъ проникъ въ центръ Россіи; но ни одинъ изъ русскихъ не покорился ему! А между тѣмъ наши силы возрастаютъ и окружаютъ непріятеля, который очутился среди могущественнаго народа, оцѣпляемый и подстерегаемый войсками. Скоро придется ему, спасаясь отъ голода, бѣжать черезъ сомкнутые ряды нашихъ безстрашныхъ солдатъ.

Неужели же мы отступимъ, когда ободряющіе взоры всей Европы устремлены на насъ? Покажемъ ей примѣръ и склонимся передъ десницей, избравшей насъ изъ всѣхъ народовъ на защиту добродѣтели и свободы!» Онъ закончилъ воззваніемъ къ Всемогущему.

Русскіе различно толкуютъ о своемъ полководца и своемъ Императорѣ. Мы же, какъ враги, можемъ судить о нашихъ врагахъ лишь по ихъ дѣйствіямъ. Каковы бы ни были ихъ слова, но они согласовались съ поступками. Товарищи, воздадимъ имъ должное! Они все принесли въ жертву безъ колебаній, безъ позднихъ сожалѣній. Впослѣдствіи они ничего не потребовали въ отплату даже посреди вражеской столицы, которой они не тронули! Ихъ доброе имя сохранилось во всемъ величіи и чистотѣ, они познали истинную славу. Когда во всѣ слои ихъ общества проникнетъ цивилизація, этотъ

Тот же текст в современной орфографии

ством, он потерял больше половины из них, благодаря битвам, голоду и дезертирству; в Москве он нашел лишь одни развалины; он проник в центр России; но ни один из русских не покорился ему! А между тем наши силы возрастают и окружают неприятеля, который очутился среди могущественного народа, оцепляемый и подстерегаемый войсками. Скоро придется ему, спасаясь от голода, бежать через сомкнутые ряды наших бесстрашных солдат.

Неужели же мы отступим, когда ободряющие взоры всей Европы устремлены на нас? Покажем ей пример и склонимся перед десницей, избравшей нас из всех народов на защиту добродетели и свободы!» Он закончил воззванием к Всемогущему.

Русские различно толкуют о своем полководца и своем императоре. Мы же, как враги, можем судить о наших врагах лишь по их действиям. Каковы бы ни были их слова, но они согласовались с поступками. Товарищи, воздадим им должное! Они всё принесли в жертву без колебаний, без поздних сожалений. Впоследствии они ничего не потребовали в отплату даже посреди вражеской столицы, которой они не тронули! Их доброе имя сохранилось во всём величии и чистоте, они познали истинную славу. Когда во все слои их общества проникнет цивилизация, этот