Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/34

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

раторъ долго ходилъ взадъ и впередъ по комнатѣ, Колэнкуръ слѣдовалъ за нимъ; но гордость мѣшала Наполеону нарушить тяжелое и неловкое молчаніе. Наконецъ онъ заговорилъ, но угрожающимъ тономъ. Онъ приказалъ Колэнкуру склонить русскихъ къ миру, но тотъ долженъ былъ сдѣлать такъ, чтобы эта просьба исходила отъ нихъ самихъ, а Наполеонъ лишь соблаговолилъ бы принять ихъ предложеніе.

Послѣ нѣсколькихъ безсвязныхъ словъ онъ заявилъ: «Я предпринимаю походъ на Петербургъ. Я знаю, что разрушеніе этого города огорчитъ васъ. Тогда Россія возстанетъ противъ Императора Александра, будетъ составленъ заговоръ противъ этого монарха; его казнятъ и это будетъ большимъ несчастьемъ. Я, уважая этого государя, буду сожалѣть не только о немъ, но о Франціи, для которой смерть Александра будетъ большой потерей, такъ какъ его характеръ, прибавилъ Наполеонъ, соотвѣтствуетъ нашимъ интересамъ и никакой другой государь не сможетъ его замѣнить для насъ. И я хочу послать васъ въ Петербургъ, чтобы предупредить эту катастрофу».

Но герцогъ Виченскій, склонный болѣе къ настойчивости, нежели къ лести, не уступалъ! «Эти переговоры будутъ безполезны, ибо до тѣхъ поръ, пока вся русская земля не очистится отъ непріятеля, Александръ не вы-

Тот же текст в современной орфографии

ратор долго ходил взад и вперед по комнате, Коленкур следовал за ним; но гордость мешала Наполеону нарушить тяжелое и неловкое молчание. Наконец он заговорил, но угрожающим тоном. Он приказал Коленкуру склонить русских к миру, но тот должен был сделать так, чтобы эта просьба исходила от них самих, а Наполеон лишь соблаговолил бы принять их предложение.

После нескольких бессвязных слов он заявил: «Я предпринимаю поход на Петербург. Я знаю, что разрушение этого города огорчит вас. Тогда Россия восстанет против императора Александра, будет составлен заговор против этого монарха; его казнят и это будет большим несчастьем. Я, уважая этого государя, буду сожалеть не только о нём, но о Франции, для которой смерть Александра будет большой потерей, так как его характер, прибавил Наполеон, соответствует нашим интересам и никакой другой государь не сможет его заменить для нас. И я хочу послать вас в Петербург, чтобы предупредить эту катастрофу».

Но герцог Виченский, склонный более к настойчивости, нежели к лести, не уступал! «Эти переговоры будут бесполезны, ибо до тех пор, пока вся русская земля не очистится от неприятеля, Александр не вы-