Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/49

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

движнымъ, хватаясь за все, чтобы еще хотя на нѣсколько мгновеній удержаться на высотѣ.

Наконецъ, послѣ дней самообмана, послѣднія иллюзіи разсѣялись. Какой-то казакъ былъ этому причиной. Этотъ варваръ выстрѣлилъ въ Мюрата въ ту самую минуту, когда принцъ показался на аванпостахъ. Мюратъ вышелъ изъ себя; онъ заявилъ Милорадовичу, что перемиріе, безпрестанно нарушаемое, не можетъ продолжаться дальше и что отнынѣ каждая изъ сторонъ должна надѣяться только на себя.

Въ то самое время Мюратъ довелъ до свѣдѣнія Императора, что расположенное слѣва отъ него возвышеніе даетъ возможность непріятелю дѣлать на насъ неожиданныя нападения со стороны лѣваго фланга и съ тыла, что наша первая линія, примыкающая къ оврагу, легко можетъ быть сброшена въ него. Такимъ образомъ, занимаемая Мюратомъ позиція передъ врагомъ, въ виду опасности, вынуждала его къ отступленію. Но Наполеонъ не соглашался на это, несмотря на то, что прежде онъ самъ указывалъ на Вороново, какъ на болѣе вѣрную позицію. При тогдашнемъ положении дѣлъ, принимаемыхъ имъ скорѣе за политическую борьбу, чѣмъ за войну, онъ боялся выказать колебаніе, и предпочиталъ рисковать всѣмъ.

Тѣмъ не менѣе, 13 октября онъ послалъ Лористона къ Мюрату осмотрѣть позицію его

Тот же текст в современной орфографии

движным, хватаясь за всё, чтобы еще хотя на несколько мгновений удержаться на высоте.

Наконец, после дней самообмана, последние иллюзии рассеялись. Какой-то казак был этому причиной. Этот варвар выстрелил в Мюрата в ту самую минуту, когда принц показался на аванпостах. Мюрат вышел из себя; он заявил Милорадовичу, что перемирие, беспрестанно нарушаемое, не может продолжаться дальше и что отныне каждая из сторон должна надеяться только на себя.

В то самое время Мюрат довел до сведения императора, что расположенное слева от него возвышение дает возможность неприятелю делать на нас неожиданные нападения со стороны левого фланга и с тыла, что наша первая линия, примыкающая к оврагу, легко может быть сброшена в него. Таким образом, занимаемая Мюратом позиция перед врагом, в виду опасности, вынуждала его к отступлению. Но Наполеон не соглашался на это, несмотря на то, что прежде он сам указывал на Вороново, как на более верную позицию. При тогдашнем положении дел, принимаемых им скорее за политическую борьбу, чем за войну, он боялся выказать колебание, и предпочитал рисковать всем.

Тем не менее, 13 октября он послал Лористона к Мюрату осмотреть позицию его