Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/5

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

приказанія, а при наступленіи дня самъ поспѣшилъ на мѣсто пожара, обратившись съ грозной рѣчью къ молодой гвардіи и къ Мортье, который въ отвѣтъ указалъ ему на дома, крытые желѣзомъ: они продолжали стоять запертыми, нетронутыми, безъ малѣйшаго слѣда взлома, а между тѣмъ черный дымъ клубился, выходя изъ нихъ. Наполеонъ, полный раздумья, вступилъ въ Кремль.

При видѣ кремлевскаго дворца полу-готическаго, полу-современнаго, дворца Романовыхъ, и Рюриковичей, при видѣ ихъ трона, еще не низвергнутаго, при видѣ креста колокольни Ивана Великаго и красивѣйшей части города, увѣнчанной Кремлемъ и еще не охваченной пламенемъ, которое пожирало лишь пока торговый кварталъ, — Наполеонъ вернулся къ своимъ прежнимъ надеждамъ. Его тщеславію льстило такое завоеваніе. Онъ громко воскликнулъ: «Наконецъ-то я въ Москвѣ, въ древнемъ дворцѣ Царей! Въ Кремлѣ!» И онъ съ горделивымъ любопытствомъ и чувствомъ удовлетворенія разсматривалъ всѣ мелочи.

Тѣмъ не менѣе онъ велѣлъ приготовить ему отчетъ о ресурсахъ, имѣющихся въ городѣ, и вновь исполненный надежды сталъ писать Императору Александру письмо съ предложеніемъ мира. Какъ разъ въ это время въ большомъ госпиталѣ нашли непріятельскаго штабъ-офицера и поручили ему передать это письмо по на-

Тот же текст в современной орфографии

приказания, а при наступлении дня сам поспешил на место пожара, обратившись с грозной речью к молодой гвардии и к Мортье, который в ответ указал ему на дома, крытые железом: они продолжали стоять запертыми, нетронутыми, без малейшего следа взлома, а между тем черный дым клубился, выходя из них. Наполеон, полный раздумья, вступил в Кремль.

При виде кремлевского дворца полуготического, полусовременного, дворца Романовых, и Рюриковичей, при виде их трона, еще не низвергнутого, при виде креста колокольни Ивана Великого и красивейшей части города, увенчанной Кремлем и еще не охваченной пламенем, которое пожирало лишь пока торговый квартал, — Наполеон вернулся к своим прежним надеждам. Его тщеславию льстило такое завоевание. Он громко воскликнул: «Наконец-то я в Москве, в древнем дворце царей! В Кремле!» И он с горделивым любопытством и чувством удовлетворения рассматривал все мелочи.

Тем не менее он велел приготовить ему отчет о ресурсах, имеющихся в городе, и вновь исполненный надежды стал писать императору Александру письмо с предложением мира. Как раз в это время в большом госпитале нашли неприятельского штаб-офицера и поручили ему передать это письмо по на-