Страница:Пожар Москвы. 1812 г. Мемуары графа де-Сегюра (1912).pdf/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

смѣлую безпечность, возымели надежду вместе съ Москвой сжечь нашихъ солдатъ, которыхъ опьянили вино, усталость и сонъ? Или, можетъ быть, они осмелились подумать, что погубятъ Наполеона въ этой катастрофе, что гибель этого человека равноценна гибели ихъ столицы и что для этого стоитъ пожертвовать всей Москвой, быть можетъ они предполагали, что небо, даруя имъ такую великую победу, потребуетъ столь же великой жертвы и что, наконецъ, для такого громаднаго колосса нуженъ такой же громадный костеръ?

Неизвестно, таковы ли были намеренія русскихъ, но счастливая звезда Императора помешала ихъ исполненію. Въ самомъ деле, въ Кремле былъ целый складъ пороха, о которомъ мы не подозревали, и кроме того въ ту же ночь сонная и безпорядочно разставленная стража пропустила въ эту крепость цѣлый артиллерійскій паркъ, который расположился подъ окнами Наполеона.

Лучшая часть арміи и самъ Императоръ погибли, если бы хотя одна изъ головешекъ, летавшихъ надъ нашими головами, упала на какой-нибудь изъ пороховыхъ ящиковъ. Такимъ образомъ въ теченіе несколькихъ часовъ судьба всей арміи зависела отъ ничтожныхъ искръ, носившихся въ пространстве. Наконецъ наступилъ день и его хмурое ненастье, слившись съ этимъ ужасомъ, заставило его померкнуть. Боль-

Тот же текст в современной орфографии

смелую беспечность, возымели надежду вместе с Москвой сжечь наших солдат, которых опьянили вино, усталость и сон? Или, может быть, они осмелились подумать, что погубят Наполеона в этой катастрофе, что гибель этого человека равноценна гибели их столицы и что для этого стоит пожертвовать всей Москвой, быть может они предполагали, что небо, даруя им такую великую победу, потребует столь же великой жертвы и что, наконец, для такого громадного колосса нужен такой же громадный костер?

Неизвестно, таковы ли были намерения русских, но счастливая звезда императора помешала их исполнению. В самом деле, в Кремле был целый склад пороха, о котором мы не подозревали, и кроме того в ту же ночь сонная и беспорядочно расставленная стража пропустила в эту крепость целый артиллерийский парк, который расположился под окнами Наполеона.

Лучшая часть армии и сам император погибли, если бы хотя одна из головешек, летавших над нашими головами, упала на какой-нибудь из пороховых ящиков. Таким образом в течение нескольких часов судьба всей армии зависела от ничтожных искр, носившихся в пространстве. Наконец наступил день и его хмурое ненастье, слившись с этим ужасом, заставило его померкнуть. Боль-