Страница:Поучение детям Владимира Мономаха (1893).pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


(противъ нихъ) съ черниговцами п половцами, захватили на Деснѣ князей ихъ — Асадука и Саука, а дружину ихъ избили…

г… Осенью (спустя три года послѣ описаннаго) пошли съ черниговцами и половцами (съ Читеевичами) къ Минску: изъѣздили весь городъ и не оставили въ немъ ни челядина, ни скотины…

д. Потомъ ходилъ къ Стародубу на Олега (наказать его) за то, что онъ соединялся съ половцами…

е. И вотъ нынѣ иду къ Ростову

ж. Послѣ Рождества (спустя нѣсколько лѣтъ послѣ описаннаго) заключили миръ съ Аепою (половецкимъ княземъ) и, взявъ у него дочь[пр.56], пошли къ Смоленску, а потомъ къ Ростову…

з. И потомъ, не стерпѣвъ злобы Ярослава, ходилъ на него къ Владиміру (— Волынскому)[пр.57].

и. Изъ Чернигова (многократно) ѣздилъ въ Кіевъ къ отцу и дѣлалъ переѣздъ съ утра до вечеренъ[пр.58].

39. Всѣхъ походовъ совершилъ 83 большихъ, а прочихъ, меньшихъ, не упомню; заключилъ 19 мировъ съ половецкими князьями при отцѣ и послѣ отца[1].

40. А вотъ какъ я трудился на охотѣ… и вотъ что дѣлалъ въ Черниговѣ: коней дикихъ въ лѣсныхъ дебряхъ вязалъ своими руками, по десяти и по двадцати живыхъ коней; кромѣ того и по Роси охотясь, ловилъ своими руками дикихъ коней; два буйвола метали меня на рогахъ вмѣстѣ съ конемъ; бодалъ олень; два лося — одинъ ногами топталъ, а другой бодалъ рогами; кабанъ съ бедра мечъ сорвалъ; медвѣдь у колѣна подкладъ прокусилъ, волкъ (лютый звѣрь) вскочилъ на меня и опрокинулъ коня вмѣстѣ со мною, — и Богъ невредимо меня сохранилъ[пр.60а].

41. Много разъ падалъ съ коня; дважды разбивалъ голову, ранилъ руки и ноги, и вообще въ юности много разъ ранилъ себя, не берегъ жизни и не щадилъ головы своей.

  1. И далѣе:.. раздавъ при этомъ (на подарки) много денегъ[пр.59] и много платья; отпустилъ изъ плѣна знатнѣйшихъ князей половецкихъ — двухъ братьевъ Шарукановыхъ, трехъ — Багубарсовыхъ, четырехъ — Овчины, всѣхъ же знатнѣйшихъ князей, кромѣ этихъ, 100; слѣдующихъ князей Богъ въ руки живьемъ далъ: Коксуся съ сыномъ, Аклана, Бурчевича, Таревскаго князя Азгудуя и пятнадцать другихъ юныхъ воиновъ; этихъ привелъ живьемъ, посѣкъ (порубилъ) и бросилъ въ рѣку Сальницу[пр.60]; вообще ж. посѣчено въ разное время безъ малаго 200 лучшихъ князей (половецкихъ)е
Тот же текст в современной орфографии

(против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их — Асадука и Саука, а дружину их избили…

г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

е. И вот ныне иду к Ростову

ж. После Рождества (спустя несколько лет после описанного) заключили мир с Аепою (половецким князем) и, взяв у него дочь[пр.56], пошли к Смоленску, а потом к Ростову…

з. И потом, не стерпев злобы Ярослава, ходил на него к Владимиру (— Волынскому)[пр.57].

и. Из Чернигова (многократно) ездил в Киев к отцу и делал переезд с утра до вечерен[пр.58].

39. Всех походов совершил 83 больших, а прочих, меньших, не упомню; заключил 19 миров с половецкими князьями при отце и после отца[1].

40. А вот как я трудился на охоте… и вот что делал в Чернигове: коней диких в лесных дебрях вязал своими руками, по десяти и по двадцати живых коней; кроме того, и по Роси охотясь, ловил своими руками диких коней; два буйвола метали меня на рогах вместе с конем; бодал олень; два лося — один ногами топтал, а другой бодал рогами; кабан с бедра меч сорвал; медведь у колена подклад прокусил, волк (лютый зверь) вскочил на меня и опрокинул коня вместе со мною, — и бог невредимо меня сохранил[пр.60а].

41. Много раз падал с коня; дважды разбивал голову, ранил руки и ноги, и вообще в юности много раз ранил себя, не берег жизни и не щадил головы своей.

  1. И далее: …раздав при этом (на подарки) много денег[пр.59] и много платья; отпустил из плена знатнейших князей половецких — двух братьев Шарукановых, трех — Багубарсовых, четырех — Овчины, всех же знатнейших князей, кроме этих, 100; следующих князей бог в руки живьем дал: Коксуся с сыном, Аклана, Бурчевича, Таревского князя Азгудуя и пятнадцать других юных воинов; этих привел живьем, посек (порубил) и бросил в реку Сальницу[пр.60]; вообще же посечено в разное время без малого 200 лучших князей (половецких).