Страница:Проект Гражданского уложения кн. I (1895).pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 32 —

смешивать с местом приписки или водворения; это совершенно различные понятия.

В ст. 4 проекта, наряду с местом жительства лица, упомянуто о гражданском состоянии главным образом потому, что некоторые состояния, раз установленные, не изменяются с последующею переменою места жительства лица, как об этом сказано в ст. 8 и следующих проекта.

Предложение помянутого члена комиссии определять правоспособность лица по общим или местным законам, смотря по тому, которые из них ставят менее требований для признания лица правоспособным, представляется по существу заслуживающим уважения, но далее сам автор предложения, по-видимому, отказывается от него и предлагает, взамен того, всегда отдавать предпочтение общим законам. Последнее предложение, казалось бы, не может быть принято, потому что в нем выражается полное неуважение к местным законам, исходящим от той же верховной законодательной власти, как и общие законы Империи, и, кроме того, не следует упускать из вида, что статья 4 будет применяться и в тех местностях, где действуют особые местные законы.

Вторая часть ст. 4 проекта, по смыслу коей способность иностранцев к приобретению прав в Империи определяется по законам той местности Империи, к которой относится приобретаемое право, оказывается согласною как с действующими ныне в Империи законами об иностранцах, так и с заключениями, к коим приходит современная наука гражданского права на западе (ср. Bar, учеб., § 15, Stobbe I, § 30, Böhm, стр. 22), и с предположениями германского проекта правил по сему предмету (§ 5).

В замечаниях одного члена комиссии по ст. 4 проекта изложены следующие соображения:

«Правило первой части 4 ст. о том, что способность лица определяется по законам той местности, к которой оно по гражданскому его состоянию и по месту жительства принадлежит, может вызвать некоторое недоумение.

«Выражение «по гражданскому состоянию» употреблено, если не ошибаюсь, в смысле принадлежности лица к известной местности по его происхождению, независимо от его сословного состояния.

«Спрашивается засим, в каком смысле употреблено выражение: «и по месту жительства».

«Согласно правилам о толковании законов, нельзя предполагать, чтобы какие-либо выражения были в законе излишни, следовательно выражение, о коем речь идет, не должно бы быть понимаемо в смысле места происхождения (domicilium originis), коль скоро рядом с ним находится другое выражение («по гражданскому состоянию»), употреблен-