Страница:Путешествия в Колыму и на Новую Землю в 1909—1910 гг. (Седов, 1917).pdf/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


него второй выстрѣлъ, поэтому всякій охотникъ на медвѣдя имѣетъ при себѣ для рукопашнаго боя пальму (широкій большой ножъ съ длинной рукояткой), которая въ послѣднемъ случаѣ и пускается въ ходъ.

Несмотря все же на хорошее вооруженіе, охотникъ не всегда выходитъ побѣдителемъ, черный медвѣдь рѣшительный и отважный звѣрь; когда идетъ на охотника, онъ не останавливается ни передъ чѣмъ и доводитъ свое нападеніе всегда до конца. Такъ казакъ Доуровъ съ пятью якутами выслѣдилъ однажды 3-хъ медвѣдей, пасшихся вмѣстѣ. Казакъ уговорился съ якутами произвести нападеніе съ тѣмъ, что онъ будетъ стрѣлять, а якуты, въ случаѣ надобности, возьмутъ медвѣдей на пальмы.

Будучи хорошимъ охотникомъ, казакъ сдѣлалъ выстрѣлъ изъ берданки, конечно, безъ промаха. Послѣ этого картина получилась такая: сильно раненый медвѣдь кинулся на охотника, а остальные два убѣжали въ лѣсъ. Второго выстрѣла казакъ сдѣлать не успѣлъ, а якуты въ моментъ покинули поле сраженія и удрали на свои лодки, которыя стояли неподалеку въ рѣкѣ. Надо себѣ представить тотъ ужасъ, который обуялъ казака, когда онъ увидѣлъ, что остался одинъ и безъ пальмы и безъ якутовъ. Медвѣдь тутъ же его накрылъ и началъ, какъ говорятъ колымчане, заѣдать. Сначала задралъ кожу на головѣ, начиная съ затылка, чтобы закрыть лицо (медвѣдь ненавидитъ человѣческое лицо), а затѣмъ сталъ хватать за руки и за ноги, чтобы оборвать мышцы и тѣмъ обезсилить врага. На душураздирающіе крики одинъ изъ якутовъ, наконецъ, вернулся съ пальмой и всадилъ ее въ медвѣдя. Послѣдній, бросивъ казака, тотчасъ же свалилъ якута и тоже задралъ. Якутъ молилъ о помощи. Казакъ попробовалъ было помочь, но, будучи сильно самъ раненъ, не доползъ до медвѣдя. На счастіе прибѣжала якутская собака, которая немедленно кинулась на медвѣдя, схвативъ его за заднія лопатки (самое чувствительное мѣсто у медвѣдя), для медвѣдя это нападеніе было такъ неожиданно, что онъ быстро, не такъ отъ боли, какъ отъ испуга, вскочилъ на заднія лапы, а затѣмъ, опрокинувшись на спину, погибъ.

Такимъ образомъ собака спасла двухъ человѣкъ. Якуты большіе трусы вообще, въ охотѣ же на медвѣдя ихъ трусость увеличивается еще тѣмъ, что медвѣдя они считаютъ, по своему крайнему суевѣрію, чуть ли не Богомъ, напримѣръ: говорить гдѣ-нибудь въ юртѣ дурно о медвѣдѣ по ихъ понятію нельзя, потому что медвѣдь-де можетъ услышать и отомстить. Вообще якуты на

Тот же текст в современной орфографии

него второй выстрел, поэтому всякий охотник на медведя имеет при себе для рукопашного боя пальму (широкий большой нож с длинной рукояткой), которая в последнем случае и пускается в ход.

Несмотря все же на хорошее вооружение, охотник не всегда выходит победителем; черный медведь решительный и отважный зверь, когда идет на охотника, он не останавливается ни перед чем и доводит свое нападение всегда до конца. Так казак Доуров с пятью якутами выследил однажды трех медведей, пасшихся вместе. Казак уговорился с якутами произвести нападение с тем, что он будет стрелять, а якуты, в случае надобности, возьмут медведей на пальмы.

Будучи хорошим охотником, казак сделал выстрел из берданки, конечно, без промаха. После этого картина получилась такая: сильно раненый медведь кинулся на охотника, а остальные два убежали в лес. Второго выстрела казак сделать не успел, а якуты в момент покинули поле сражения и удрали на свои лодки, которые стояли неподалеку в реке. Надо себе представить тот ужас, который обуял казака, когда он увидел, что остался один и без пальмы и без якутов. Медведь тут же его накрыл и начал, как говорят колымчане, заедать. Сначала задрал кожу на голове, начиная с затылка, чтобы закрыть лицо (медведь ненавидит человеческое лицо), а затем стал хватать за руки и за ноги, чтобы оборвать мышцы и тем обессилить врага. На душераздирающие крики один из якутов наконец вернулся с пальмой и всадил ее в медведя. Последний, бросив казака, тотчас же свалил якута и тоже задрал. Якут молил о помощи. Казак попробовал было помочь, но, будучи сильно сам ранен, не дополз до медведя. На счастье, прибежала якутская собака, которая немедленно кинулась на медведя, схватив его за задние лопатки (самое чувствительное место у медведя); для медведя это нападение было так неожиданно, что он быстро, не так от боли, как от испуга, вскочил на задние лапы, а затем, опрокинувшись на спину, погиб.

Таким образом собака спасла двух человек. Якуты большие трусы вообще, в охоте же на медведя их трусость увеличивается еще тем, что медведя они считают, по своему крайнему суеверию, чуть ли не богом, например: говорить где-нибудь в юрте дурно о медведе по их понятию нельзя, потому что медведь-де может услышать и отомстить. Вообще якуты на