Страница:Русский биографический словарь. Том 9 (1903).djvu/641

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


онъ прикрывался р. Пахрою и обезпечивался искусными мѣрами, какія принялъ Кутузовъ для скрытія своего марша. Рискъ уменьшался также вслѣдствіе вялаго и поздняго преслѣдованія со стороны французовъ, которое было вызвано ошибочнымъ предположеніемъ Наполеона, что съ занятіемъ Москвы должна кончиться война. Не сбылся и другой разсчетъ Наполеона: дать въ Москвѣ отдыхъ своимъ изнуреннымъ войскамъ; на развалинахъ Москвы они не нашли ни удобныхъ квартиръ, ни хлѣба, ни фуража для лошадей. Наполеонъ упустилъ изъ виду армію Кутузова и только 10 сентября выслалъ Мюрата для ея преслѣдованія. Мюратъ узналъ, гдѣ находятся русскіе только послѣ того, какъ повернулъ съ Рязанской дороги къ Подольску.

Между тѣмъ къ Кутузову явился флигель-адъютантъ Чернышевъ и представилъ ему рескриптъ Государя съ выработаннымъ въ Петербургѣ планомъ дѣйствій противъ Наполеона. Сущность этого плана заключалась въ одновременномъ и рѣшительномъ переходѣ въ наступленіе всѣхъ силъ, дѣйствовавшихъ на флангахъ, съ тѣмъ чтобы, по разбитіи войскъ, охранявшихъ тылъ Наполеона, преградить путь отступленія французской арміи и покончить съ нею: дунайская армія Чичагова, передвинутая на Волынь, должна двигаться къ Несвижу, на сообщенія Шварценберга, овладѣть Минскомъ, занять линію р. Березины, преградить здѣсь отступленіе французской арміи и установить связь съ Витгенштейномъ, который, въ свою очередь, долженъ былъ овладѣть Полоцкомъ, отрѣзать С.-Сира отъ главной французской арміи, отбросить его къ западу, занять затѣмъ теченіе р. Улы и преградить Наполеону отступленіе на пространствѣ между Березиной и Двиной; 3-я резервная армія Тормасова должна была сначала обезпечивать армію Чичагова со стороны Шварценберга и Ренье, а затѣмъ расположиться въ Несвижѣ, прикрывать тылъ Чичагова и наблюдать теченіе Березины къ Бобруйску; наконецъ, финляндскій корпусъ Штейнгеля долженъ былъ высадиться въ Ревелѣ, наступать черезъ Ригу и отвлечь Макдональда отъ содѣйствія С.-Сиру, затѣмъ смѣнить Витгенштейна въ преслѣдованіи войскъ С.-Сира, отбросить ихъ за Нѣманъ и наконецъ, расположиться въ Вильнѣ, составляя резервъ армій, направленныхъ въ тылъ Наполеону. Такимъ образомъ, прегражденіе пути отступленія французской арміи предполагалось достичь занятіемъ линій рр. Улы и Березины; сосредоточеніе на этой линіи назначенныхъ для этой цѣли войскъ (до 160,000 чел.) предполагалось исполнить къ 20 октября. Государь предоставлялъ Кутузову полную свободу принять или отвергнуть этотъ планъ. Кутузовъ немедленно отправилъ командующимъ частными арміями и отдѣльными корпусами повелѣнія въ духѣ этого плана, но, повидимому, не вполнѣ вѣрилъ въ возможность осуществленія такого, довольно сложнаго плана. Въ донесеніи Государю онъ высказывалъ, что «отдаленныя диверсіи отъ главнаго дѣйствія войны не могутъ имѣть такого вліянія, какъ ближнія» и предусматривалъ возможность препятствій «въ подробномъ исполненіи плана, даннаго адмиралу Чичагову». Между тѣмъ императоръ Александръ давалъ исполнителямъ указанія и разъясненія и прямо отъ себя. Это способствовало развитію въ начальникахъ частныхъ группъ стремленія къ самостоятельности и ослабляло авторитетъ Кутузова.

Во всякомъ случаѣ, Кутузовъ съ своею арміею дѣйствовалъ пока на основаніи своего собственнаго плана. Вышеуказанное движеніе Мюрата противъ Кутузова могло быть началомъ общаго наступленія арміи Наполеона. Въ виду этого Кутузовъ, опасаясь въ особенности обхода справа, рѣшилъ отступить къ Тарутину, куда и прибылъ съ арміею 20 сентября. Расположеніе у Тарутина также какъ и у Красной Пахры удовлетворяло условіямъ, вытекавшимъ изъ плана Кутузова, но было лучше обезпечено отъ обхода. Тарутинская позиція на старой Калужской дорогѣ была центральною по отношенію къ новой Калужской и Тульской дорогамъ и какъ фронтальная, надежно прикрывала югъ Россіи: вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ фланговая, находясь вблизи пути Москва-Смоленскъ, служила прекраснымъ основаніемъ для дѣйствій на операціонную линію противника. Расположеніе это прикрывалось авангардомъ Милорадовича, находившимся между дд. Глодовой и Дѣдней. Въ виду Милорадовича, на правомъ берегу р. Чернишки, расположился французскій авангардъ Мюрата (26.500 чел.). Въ такомъ положеніи обѣ стороны оставались до 6 октября.

На пути къ Тарутину Кутузовъ убѣ-


Тот же текст в современной орфографии

он прикрывался р. Пахрою и обеспечивался искусными мерами, какие принял Кутузов для скрытия своего марша. Риск уменьшался также вследствие вялого и позднего преследования со стороны французов, которое было вызвано ошибочным предположением Наполеона, что с занятием Москвы должна кончиться война. Не сбылся и другой расчёт Наполеона: дать в Москве отдых своим изнурённым войскам; на развалинах Москвы они не нашли ни удобных квартир, ни хлеба, ни фуража для лошадей. Наполеон упустил из виду армию Кутузова и только 10 сентября выслал Мюрата для её преследования. Мюрат узнал, где находятся русские только после того, как повернул с Рязанской дороги к Подольску.

Между тем к Кутузову явился флигель-адъютант Чернышов и представил ему рескрипт Государя с выработанным в Петербурге планом действий против Наполеона. Сущность этого плана заключалась в одновременном и решительном переходе в наступление всех сил, действовавших на флангах, с тем чтобы, по разбитии войск, охранявших тыл Наполеона, преградить путь отступления французской армии и покончить с нею: дунайская армия Чичагова, передвинутая на Волынь, должна двигаться к Несвижу, на сообщения Шварценберга, овладеть Минском, занять линию р. Березины, преградить здесь отступление французской армии и установить связь с Витгенштейном, который, в свою очередь, должен был овладеть Полоцком, отрезать С.-Сира от главной французской армии, отбросить его к западу, занять затем течение р. Улы и преградить Наполеону отступление на пространстве между Березиной и Двиной; 3-я резервная армия Тормасова должна была сначала обеспечивать армию Чичагова со стороны Шварценберга и Ренье, а затем расположиться в Несвиже, прикрывать тыл Чичагова и наблюдать течение Березины к Бобруйску; наконец, финляндский корпус Штейнгеля должен был высадиться в Ревеле, наступать через Ригу и отвлечь Макдональда от содействия С.-Сиру, затем сменить Витгенштейна в преследовании войск С.-Сира, отбросить их за Неман и наконец, расположиться в Вильне, составляя резерв армий, направленных в тыл Наполеону. Таким образом, преграждение пути отступления французской армии предполагалось достичь занятием линий рр. Улы и Березины; сосредоточение на этой линии назначенных для этой цели войск (до 160,000 чел.) предполагалось исполнить к 20 октября. Государь предоставлял Кутузову полную свободу принять или отвергнуть этот план. Кутузов немедленно отправил командующим частными армиями и отдельными корпусами повеления в духе этого плана, но, по-видимому, не вполне верил в возможность осуществления такого, довольно сложного плана. В донесении Государю он высказывал, что «отдалённые диверсии от главного действия войны не могут иметь такого влияния, как ближние» и предусматривал возможность препятствий «в подробном исполнении плана, данного адмиралу Чичагову». Между тем император Александр давал исполнителям указания и разъяснения и прямо от себя. Это способствовало развитию в начальниках частных групп стремления к самостоятельности и ослабляло авторитет Кутузова.

Во всяком случае, Кутузов с своею армиею действовал пока на основании своего собственного плана. Вышеуказанное движение Мюрата против Кутузова могло быть началом общего наступления армии Наполеона. Ввиду этого Кутузов, опасаясь в особенности обхода справа, решил отступить к Тарутину, куда и прибыл с армиею 20 сентября. Расположение у Тарутина также как и у Красной Пахры удовлетворяло условиям, вытекавшим из плана Кутузова, но было лучше обеспечено от обхода. Тарутинская позиция на старой Калужской дороге была центральною по отношению к новой Калужской и Тульской дорогам и как фронтальная, надёжно прикрывала юг России: вместе с тем, как фланговая, находясь вблизи пути Москва-Смоленск, служила прекрасным основанием для действий на операционную линию противника. Расположение это прикрывалось авангардом Милорадовича, находившимся между дд. Глодовой и Дедней. В виду Милорадовича, на правом берегу р. Чернишки, расположился французский авангард Мюрата (26.500 чел.). В таком положении обе стороны оставались до 6 октября.

На пути к Тарутину Кутузов убе-