Страница:Русский вестник 1864 50.pdf/609

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


594 
Русскій Вѣстникъ.

всѣхъ рядовъ. “ — „Помилуйте! Да какъ же!?…“ Машина тронулась поперекъ рядовъ, подгребая сѣно во всю свою ширину и быстро набирая его большимъ валомъ подъ зубцами. — „Надави, выкинь сѣно и сейчасъ же брось ручку.“ Грабли дошли до конца десятины, положивъ на ровныхъ другъ отъ друга разстояніяхъ прекрасно свернутые валы. Черезъ часъ съ четвертью вся десятина была сграблена и лошадь не очень устала. — „Ну чтò, Дронъ,“ спросилъ я рабочаго, „могутъ ли бабы такъ чисто подгресть?“ — „Помилуйте, куда жь бабамъ такъ подгресть! Вишь какъ подлизала, да и по кочкамъ подчистила. Ужъ точно чтò машина, и денегъ не жаль. Эта заработаетъ свое!“ Дѣйствительно, оказалось, что машина сгребаетъ восемь десятинъ въ день, для чего нужно было до 24-хъ бабъ. А считая поденную работу бабы по 15 к. сер. имѣемъ въ день 3 р. 60 к. Сбросимъ 60 коп. въ день на рабочаго и мальчика, чтобы водить лошадь, получимъ 3 р. чистой прибыли отъ машины, которая, проработавъ по нашему хозяйству 10 дней, дастъ слѣдовательно 30 р. сер. на одномъ сѣнокосѣ. Если къ этому прибавить 20 возовъ пшеничнаго колосу съ 10 десятинъ, который безъ машины пропалъ бы даромъ, то 5 четвертей пшеницы, за вычетомъ обработки, считая по 5 р.с., представятъ 25 р., такимъ же образомъ 15 четвертей ржи съ 30 десятинъ по 2 р. дадутъ 30 р.; что вмѣстѣ взятое составитъ 85 р., то-есть почти всю стоимость машины въ Петербургѣ.

Но увы! недостатокъ рукъ парализируетъ въ нашей мѣстности даже самыя выгодныя операціи. Собравъ сѣно и пшеничный колосъ, мы не могли продолжать того же съ рожью. Даже сграбленный на 10 десятинахъ ржаной колосъ остался не свезеннымъ съ поля: возить было некому. А кто же станетъ возиться съ подскребками, когда гречиха и овесъ стоятъ и осыпаются въ полѣ? Впрочемъ, великое спасибо и за то, чтó сдѣлали конныя грабли. Недурно пріобрѣстъ желѣзнаго работника, окупающаго себя въ два лѣта. Полагаю, что конныя грабли будутъ безцѣннымъ орудіемъ для весенней очистки скардниковъ и оледенѣлыхъ дорогъ къ водопою. Восторгамъ и одобреніямъ новому орудію со стороны рабочихъ не было конца.

Въ саду плотникъ Иванъ, человѣкъ бывалый, исходившій Малороссію, Черноморье и Кавказъ, работалъ мостикъ черезъ канаву. Когда я подошелъ къ нему, онъ первый заго-