Страница:Светозвук в природе и световая симфония Скрябина.pdf/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

легендъ всего Земного Шара, и созидательной игрой высокихъ поэтовъ. Земной огонь, начинаясь искрой, зажигаетъ, одновременно, сухую траву или дерево, и, опрокидываясь искрой въ мысль, зажигаетъ первовѣсть творческой мечты, и этотъ малый огонекъ, качнувъ черныя тѣни безмолвія, въ секундѣ свѣтового своего рожденія возникаетъ—и въ рожденіи звуковомъ, шелеститъ, шипитъ, клокочетъ, свиститъ, напѣваетъ, поетъ, гудитъ, слагаетъ цвѣтовую звукопоэму Огня.

Первобытный Индусъ, который въ утреннемъ своемъ тайновѣдѣніи и прозрѣніи въ сущность явленій міра, слагалъ свои вѣдовскія пѣснопѣнія, называющіяся „Ведійскими Гимнами“,[1] воспринималъ ликъ Огня, и земного и небеснаго, какъ Свѣтозвукъ,—Огонь для Индуса поетъ, онъ неразъединимъ съ говорящимъ голосомъ. Бѣлый рождаясь, красный взростая, пламецвѣтный богъ среди темныхъ, Агни[2] мчится на красныхъ коняхъ. А кони не только сіяютъ своимъ явленіемъ, но и будятъ звукъ. Конь блещетъ своею гривой и хвостомъ и всѣмъ своимъ искрометнымъ огнедышущимъ ликомъ, но въ то же время онъ поетъ своимъ ржаньемъ, такимъ звонкимъ, что этотъ звукъ гласитъ побѣду.

"Веды" поютъ, что одинъ у бога Солнца красный конь, но два ихъ, и больше красныхъ коней, у Огня. На лукѣ одна тетива, и стрѣла поетъ, досягая. Пѣсня стрѣлы многозвучна. Такъ точно, въ древности, возникла изъ лука у волшебниковъ Египта арфа. И одна струна-тетива превратилась въ двѣ и четыре. И потомъ ихъ стало и шесть и восемь. И даже до двадцати. Такъ точно, умножается число ко-

  1. Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. (прим. редактора Викитеки)
  2. Агни — индийский бог огня. (прим. редактора Викитеки)
Тот же текст в современной орфографии

легенд всего Земного Шара, и созидательной игрой высоких поэтов. Земной огонь, начинаясь искрой, зажигает, одновременно, сухую траву или дерево, и, опрокидываясь искрой в мысль, зажигает первовесть творческой мечты, и этот малый огонёк, качнув чёрные тени безмолвия, в секунде светового своего рождения возникает — и в рождении звуковом, шелестит, шипит, клокочет, свистит, напевает, поёт, гудит, слагает цветовую звукопоэму Огня.

Первобытный индус, который в утреннем своём тайноведении и прозрении в сущность явлений мира, слагал свои ведовские песнопения, называющиеся «Ведийскими Гимнами»,[1] воспринимал лик Огня, и земного и небесного, как Светозвук, — Огонь для индуса поёт, он неразъединим с говорящим голосом. Белый рождаясь, красный взрастая, пламецветный бог среди тёмных, Агни[2] мчится на красных конях. А кони не только сияют своим явлением, но и будят звук. Конь блещет своею гривой и хвостом и всем своим искромётным огнедышущим ликом, но в то же время он поёт своим ржаньем, таким звонким, что этот звук гласит победу.

«Веды» поют, что один у бога Солнца красный конь, но два их, и больше красных коней, у Огня. На луке одна тетива, и стрела поёт, досягая. Песня стрелы многозвучна. Так точно, в древности, возникла из лука у волшебников Египта арфа. И одна струна-тетива превратилась в две и четыре. И потом их стало и шесть и восемь. И даже до двадцати. Так точно, умножается число ко-

  1. Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. (прим. редактора Викитеки)
  2. Агни — индийский бог огня. (прим. редактора Викитеки)