Страница:Сементовский, А. М. - Белорусские древности (СПб., 1890).djvu/147

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


преткнеши о камень ногу твою“ [1].

Рис. 84.

Прилагаемое изображенiе одного изъ угловъ и части середины ковра лучше всякаго описанiя познакомятъ читателя съ этой старинкой (рис. 84).

Гораздо большаго въ археологическомъ отношенiи вниманiя заслуживаетъ хранящаяся въ ризницѣ зеленая бархатная митра, нисколько не похожая по формѣ ни на нынѣшнiя, ни на старинные уборы этаго рода. Софiйская митра имѣетъ видъ скуфьи, или обыкновенной домашней шапочки, вершина ея совершенно круглая. Будучи сложенной, митра эта имѣетъ въ ширину 7¾ вершковъ, а въ высоту 4½ вершка. На нижнемъ краѣ ея,или по опушкѣ густо вышиты золотомъ дубовые листья; верхушка, въ центрѣ которой находится малая шелковая пуговица, изящно украшена золотымъ и серебрянымъ шитьемъ, среди котораго оставлено три небольшихъ мѣста, вѣроятно для святыхъ изображенiй. Между верхнимъ шитьемъ и опушкой, на зеленомъ бархатѣ вышиты: архангелъ, два ангела и слова с ҃тъ с ҃тъ. Подбой митры зеленый тафтяной.

Рис. 85.

Судя по значительности размѣра этой митры, и по ея формѣ, можно съ большою достовѣрностью предположить, что она принадлежала полоцкому архiепископу Силявѣ, страдавшему колтуномъ (plica polonica), сведшимъ его въ могилу. Такъ въ завѣщанiи своемъ Силява именно говоритъ: „Я Антонiй Силява, митрополитъ Кiевскiй, Галицкiй и всея Руси, архiепископъ Полоцкiй, выражая въ настоящемъ писанiи мою послѣднюю волю, объявляю, что страдая по допущенiю Божiю, около четырехъ лѣтъ въ тяжкой болѣзни колтунѣ, ниспосланной за грѣхи мои и чувствую крайнее ослабленiе во всѣхъ членахъ тѣла и во всѣхъ чувствахъ моихъ, за которымъ обыкновенно наступаетъ смерть“ и т. д. Для нагляднаго ознакомленiя читателя съ этимъ головнымъ уборомъ многострадальнаго архiепископа Антонiя Силявы, прилагаемъ точное изображенiе его. (рис. 85).

  1. Псал. 90. Живый въ помощи Вышняго.
Тот же текст в современной орфографии

преткнеши о камень ногу твою“ [1].

Рис. 84.

Прилагаемое изображение одного из углов и части середины ковра лучше всякого описания познакомят читателя с этой старинкой (рис. 84).

Гораздо большего в археологическом отношении внимания заслуживает хранящаяся в ризнице зеленая бархатная митра, нисколько не похожая по форме ни на нынешние, ни на старинные уборы этого рода. Софийская митра имеет вид скуфьи, или обыкновенной домашней шапочки, вершина её совершенно круглая. Будучи сложенной, митра эта имеет в ширину 7¾ вершков, а в высоту 4½ вершка. На нижнем крае её,или по опушке густо вышиты золотом дубовые листья; верхушка, в центре которой находится малая шелковая пуговица, изящно украшена золотым и серебряным шитьем, среди которого оставлено три небольших места, вероятно для святых изображений. Между верхним шитьем и опушкой, на зеленом бархате вышиты: архангел, два ангела и слова с ҃т с ҃т. Подбой митры зеленый тафтяной.

Рис. 85.

Судя по значительности размера этой митры, и по её форме, можно с большою достоверностью предположить, что она принадлежала полоцкому архиепископу Силяве, страдавшему колтуном (plica polonica), сведшим его в могилу. Так в завещании своем Силява именно говорит: „Я Антоний Силява, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, архиепископ Полоцкий, выражая в настоящем писании мою последнюю волю, объявляю, что страдая по допущению Божию, около четырех лет в тяжкой болезни колтуне, ниспосланной за грехи мои и чувствую крайнее ослабление во всех членах тела и во всех чувствах моих, за которым обыкновенно наступает смерть“ и т. д. Для наглядного ознакомления читателя с этим головным убором многострадального архиепископа Антония Силявы, прилагаем точное изображение его. (рис. 85).

  1. Псал. 90. Живый в помощи Вышнего.