Страница:Собрание сочинений Эдгара Поэ (1896) т.1.djvu/361

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 

— Возможность пустить его въ ходъ? — спросилъ я.

— Вѣрнѣе сказать — уничтожить, — отвѣчалъ Дюпенъ.

— Да, — замѣтилъ я, — въ такомъ случаѣ письмо, очевидно, въ его квартирѣ. При немъ оно не можетъ находиться, — объ этомъ и говорить нечего.

— Разумѣется, — подтвердилъ префектъ. — Мои агенты, подъ видомъ мазуриковъ, два раза нападали на него и обыскивали на моихъ глазахъ.

— Напрасно вы безпокоились, — замѣтилъ Дюпенъ, — Д. не совсѣмъ же полоумный, и, безъ сомнѣнія, ожидалъ подобныхъ нападеній.

— Не совсѣмъ полоумный, — возразилъ префектъ, — но вѣдь онъ поэтъ, стало быть, не далеко ушелъ отъ полоумнаго.

— Такъ, — сказалъ Дюпенъ, задумчиво выпуская клубъ дыма, — хотя я тоже согрѣшилъ однажды виршами.

— Не можете-ли вы, — спросилъ я, — разсказать подробнѣе объ обыскѣ?

— Видите-ли, времени у насъ было довольно, и мы искали вездѣ. Я вѣдь собаку съѣлъ въ этихъ дѣлахъ. Я обыскалъ весь домъ, комната за комнатой, посвятивъ не менѣе недѣли на каждую. Мы начинали съ осмотра мебели. Отворили всѣ ящики, — вы, я думаю, сами понимаете, что для хорошаго сыщика нѣть секретныхъ ящиковъ. Олухъ, а не сыщикъ, тотъ, отъ кого ускользнетъ при обыскѣ «секретный» ящикъ. Это такая простая вещь. Въ каждомъ письменномъ столѣ представляется для осмотра извѣстный объемъ — извѣстное пространство. У насъ есть на этотъ счетъ опредѣленныя правила. Пятая часть линіи не ускользнетъ отъ осмотра. Обыскавъ ящики, мы принялись за кресла. Подушки были изслѣдованы длинными тонкими иголками, съ употребленіемъ которыхъ вы знакомы. Со столовъ мы снимали доски.

— Зачѣмъ?

— Случается, что, желая спрятать вещь, снимаютъ доску со стола или другой подобной мебели, выдалбливаютъ въ ножкѣ углубленіе, прячутъ туда вещь и помѣщаютъ доску на старое мѣсто. Для той же цѣли служатъ иногда ножки кроватей.

— А развѣ нельзя узнать о пустотѣ по звуку? — спросилъ я.

— Никоимъ образомъ, если только дыра заполнена ватой. Къ тому же, намъ приходилось дѣйствовать безъ шума.

— Однако, не могли же вы снятъ — не могли вы разломать всѣ вещи, въ которыхъ письмо могло быть скрыто такимъ способомъ. Письмо можно свернуть въ спиральную трубочку не больше вязальной иглы и спрятать… ну, хоть въ рѣзьбѣ стула. Не могли же вы разбирать по кусочкамъ всѣ стулья.