Страница:Современная жрица Изиды (Соловьев).pdf/350

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Значитъ факта этого единственнаго напечатаннаго мною сообщенія о «феноменѣ» я и не думалъ скрывать. Да и къ чему бы я дѣлалъ это, разъ мое сообщеніе было напечатано въ журналѣ?!

2) На страницѣ 186 «Изиды» я привожу письмо Блаватской къ m-me де-Морсье, въ которомъ она описываетъ ей свое печальное положеніе и говоритъ о томъ, что я «толкую пустяки о махатмахъ и что я Ѳома невѣрный». Ради объясненія этого письма я упомянулъ, что Блаватская въ самую критическую для себя минуту получила отъ неизвѣстнаго друга нѣкоторую сумму денегъ и добивалась узнать черезъ m-me де-Морсье кто это прислалъ ей деньги. Только и всего. Но вотъ г-жа Желиховская (стр. 98 брошюры) объявляетъ, будто-бы я этимъ даю читателямъ возможность предположить, что это я послалъ Блаватской деньги. Ничего подобнаго у меня и въ умѣ не было, да и зачѣмъ это понадобилось г-жѣ Желиховской? такъ, ради какой-то туманной инсинуаціи!.. Блаватская въ тѣ времена часто нуждалась и не разъ находились люди, ей помогавшіе. Одни дѣлали это прямо, другіе, смотря по отношеніямъ, тайно. Въ этомъ не было для нея ничего унизительнаго, да и г-жа Желиховская отлично должна бы знать, что бѣдность не порокъ и что безъ помощи друзей иной разъ не проживешь. Но я вовсе не желаю способствовать предположенію будто я помогалъ Блаватской. Между нами, ни съ той ни съ другой стороны, никакихъ денежныхъ счетовъ никогда не бывало. Блаватской я денегъ не давалъ ни въ долгъ, ни въ видѣ подарка — и заявляю объ этомъ.

3) Г-жа Желиховская, желая, по своему обыкновенію, опровергнуть неопровержимое, по поводу общеизвѣстнаго и курьезнаго факта, что Блаватская выдавала себя за вдову доселѣ здравствующаго ея мужа, заявляетъ, что она имѣла на это право. Она, видите-ли, «была признана таковою тифлисскими властями, выславшими ей въ 1884 г. свидѣтельство, гдѣ она была названа «вдовой Д. С. С. Н. В. Блаватскаго». Не будучи съ нимъ въ сношеніяхъ болѣе двадцати-пяти лѣтъ, она совершенно потеряла его изъ виду и не знала, какъ и мы, — живъ онъ или умеръ. Это вина тифлисской полиціи, а никакъ не ея» (стр. 94 брошюры). Однако у меня въ рукахъ литографированная и засвидѣтельствованная копія этого самаго курьезнаго документа, высланнаго Блаватской по ея желанію тифлисскимъ полицмейстеромъ 7-го іюня 1884 г. Этотъ документъ приведенъ мною на 72 стр. «Изиды» и въ немъ Елена Петровна значится не вдовой, а женой Д. С. С. Н. В. Блаватскаго. Какъ есть ничего г-жа Желиховская не можетъ сказать, чтобы не отклониться отъ правды… Сколько разъ смѣялась она сама надъ этимъ мнимымъ вдовствомъ своей знаменитой сестры!

4) На удостовѣреніе самыхъ близкихъ къ покойному А. М. Бутлерову лицъ, что онъ не былъ знакомъ съ Блаватской и никогда съ ней не состоялъ ни въ какой перепискѣ, — г-жа Желиховская отвѣчаетъ: «неправда, я сама видѣла въ ея рукахъ его портретъ и письмо», лукаво умалчиваетъ кому былъ данъ А. М. Бутлеровымъ его портретъ, кому было написано это письмо, — и при этомъ думаетъ, что такимъ заявленіемъ уничтожится удостовѣреніе вдовы

Тот же текст в современной орфографии

Значит факта этого единственного напечатанного мною сообщения о «феномене» я и не думал скрывать. Да и к чему бы я делал это, раз мое сообщение было напечатано в журнале?!

2) На странице 186 «Изиды» я привожу письмо Блаватской к m-me де Морсье, в котором она описывает ей свое печальное положение и говорит о том, что я «толкую пустяки о махатмах и что я Фома неверный». Ради объяснения этого письма я упомянул, что Блаватская в самую критическую для себя минуту получила от неизвестного друга некоторую сумму денег и добивалась узнать через m-me де Морсье, кто это прислал ей деньги. Только и всего. Но вот г-жа Желиховская (стр. 98 брошюры) объявляет, будто бы я этим даю читателям возможность предположить, что это я послал Блаватской деньги. Ничего подобного у меня и в уме не было, да и зачем это понадобилось г-же Желиховской? так, ради какой-то туманной инсинуации!.. Блаватская в те времена часто нуждалась и не раз находились люди, ей помогавшие. Одни делали это прямо, другие, смотря по отношениям, тайно. В этом не было для нее ничего унизительного, да и г-жа Желиховская отлично должна бы знать, что бедность не порок и что без помощи друзей иной раз не проживешь. Но я вовсе не желаю способствовать предположению, будто я помогал Блаватской. Между нами ни с той, ни с другой стороны никаких денежных счетов никогда не бывало. Блаватской я денег не давал ни в долг, ни в виде подарка — и заявляю об этом.

3) Г-жа Желиховская, желая, по своему обыкновению, опровергнуть неопровержимое, по поводу общеизвестного и курьезного факта, что Блаватская выдавала себя за вдову доселе здравствующего ее мужа, заявляет, что она имела на это право. Она, видите ли, «была признана таковою тифлисскими властями, выславшими ей в 1884 г. свидетельство, где она была названа «вдовой Д. С. С. Н. В. Блаватского». Не будучи с ним в сношениях более двадцати пяти лет, она совершенно потеряла его из виду и не знала, как и мы, — жив он или умер. Это вина тифлисской полиции, а никак не ее» (стр. 94 брошюры). Однако у меня в руках литографированная и засвидетельствованная копия этого самого курьезного документа, высланного Блаватской по ее желанию тифлисским полицмейстером 7 июня 1884 г. Этот документ приведен мною на 72 стр. «Изиды» и в нем Елена Петровна значится не вдовой, а женой Д. С. С. Н. В. Блаватского. Как есть ничего г-жа Желиховская не может сказать, чтобы не отклониться от правды… Сколько раз смеялась она сама над этим мнимым вдовством своей знаменитой сестры!

4) На удостоверение самых близких к покойному А. М. Бутлерову лиц, что он не был знаком с Блаватской и никогда с ней не состоял ни в какой переписке, — г-жа Желиховская отвечает: «Неправда, я сама видела в ее руках его портрет и письмо», — лукаво умалчивает, кому был дан А. М. Бутлеровым его портрет, кому было написано это письмо, — и при этом думает, что таким заявлением уничтожится удостоверение вдовы