Страница:Софист (Платон, 1907).pdf/156

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 149 —

Стр. Но, что же съ нашимъ искусствомъ? Не будемъ ли мы утверждать, что оно помощью архитектуры воздвигаетъ домъ, помощью же живописи нѣкоторый другой, созданный подобно человѣческому сну для бодрствующаго.

Ѳеэт. Конечно такъ. D.

Стр. То же и съ остальнымъ обстоитъ въ томъ же духѣ: произведенія нашей творческой дѣятельности снова удвоены; мы говоритъ самъ предметъ — это произведеніе искусства творческаго, а изображеніе его — произведеніе искусства изобразительнаго.

Ѳеэт. Теперь я понялъ значительно лучше и принимаю два, расчлененныхъ каждый на два вида, творческихъ вообще искусства: — согласно одному дѣленію: человѣческое и божеское искусства, по другому же — произведенія каждаго изъ нихъ состоятъ изъ самихъ предметовъ и, съ другой стороны, изъ нѣкоторыхъ подобій послѣднихъ.

51. Стр. Вспомнимъ-ка теперь, что одинъ видъ (искусства) долженъ быть производящимъ образы, другой — призраки, если ложь есть дѣйствительно ложь и нѣчто, принадлежащее но своей Е. природѣ къ существующему.

Ѳеэт. Такъ, конечно, было.

Стр. Не явилась ли она именно таковой, и, поэтому, не причислимъ ли мы теперь къ ней безъ противорѣчій и тѣ два вида?

Ѳеэт. Да.

Стр. Раздѣлимъ-ка искусство, творящее призраки, снова на 267.

двое.

Ѳеэт. Какъ?

Стр. Одно это то, которое выполняется посредствомъ орудій, другое (получается), когда тотъ, кто творитъ призраки, самъ дѣлаетъ себя орудіемъ для этой цѣли.

Ѳечт. Какъ ты говоришь?

Стр. Когда, думаю я, кто-либо своимъ тѣломъ старается явить сходство съ твоей внѣшностью или своимъ голосомъ сходство съ твоимъ, то этотъ родъ искусства производить призраки называется преимущественно подражаніемъ.

Ѳеэт. Да.

Стр. Называя этотъ родъ подражающимъ, выдѣлимъ его.

Все остальное оставимъ безъ вниманія, вслѣдствіе наступленія


Тот же текст в современной орфографии

Стр. Но, что же с нашим искусством? Не будем ли мы утверждать, что оно помощью архитектуры воздвигает дом, помощью же живописи некоторый другой, созданный подобно человеческому сну для бодрствующего.

Феэт. Конечно так. D.

Стр. То же и с остальным обстоит в том же духе: произведения нашей творческой деятельности снова удвоены; мы говорит сам предмет — это произведение искусства творческого, а изображение его — произведение искусства изобразительного.

Феэт. Теперь я понял значительно лучше и принимаю два, расчлененных каждый на два вида, творческих вообще искусства: — согласно одному делению: человеческое и божеское искусства, по другому же — произведения каждого из них состоят из самих предметов и, с другой стороны, из некоторых подобий последних.

51. Стр. Вспомним-ка теперь, что один вид (искусства) должен быть производящим образы, другой — призраки, если ложь есть действительно ложь и нечто, принадлежащее но своей Е. природе к существующему.

Феэт. Так, конечно, было.

Стр. Не явилась ли она именно таковой, и, поэтому, не причислим ли мы теперь к ней без противоречий и те два вида?

Феэт. Да.

Стр. Разделим-ка искусство, творящее призраки, снова на 267.

двое.

Феэт. Как?

Стр. Одно это то, которое выполняется посредством орудий, другое (получается), когда тот, кто творит призраки, сам делает себя орудием для этой цели.

Фечт. Как ты говоришь?

Стр. Когда, думаю я, кто-либо своим телом старается явить сходство с твоей внешностью или своим голосом сходство с твоим, то этот род искусства производить призраки называется преимущественно подражанием.

Феэт. Да.

Стр. Называя этот род подражающим, выделим его.

Всё остальное оставим без внимания, вследствие наступления