Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/87

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
82
ПОЛИТИКЪ.


Ин. Что же? политикъ печется ли, думаешь, объ общеродной или своеродной природѣ?

Сокр. Мл. Явно, что о несмѣшанной.

Ин. Но и эту, подобно прежнимъ, надобно намъ, какъ видно, раздѣлить надвое.

Сокр. Мл. Да, надобно.

266.Ин. Однакожъ животныя-то, сколько есть кроткихъ и стадовыхъ, кромѣ двухъ родовъ, уже всѣ разобраны; — потому что родъ собакъ[1] не слѣдуетъ причислять къ животнымъ стадовымъ.

Сокр. Мл. Конечно, не слѣдуетъ. Но какъ же дѣлить намъ эти два?

Ин. Такъ, какъ и пристало дѣлить Теэтету и тебѣ, коли оба вы занимаетесь геометріею[2].

Сокр. Мл. А именно?

Ин. По діаметру, то есть, и опять по діаметру діаметра.

Сокр. Мл. Что ты разумѣешь?

B.Ин. Природа, какую получилъ нашъ человѣческій родъ, имѣетъ иныя развѣ по отношенію къ ходьбѣ свойства, чѣмъ діаметръ, по свойству — двухфутовый (или двуногій, δίπους)?

Сокр. Мл. Не иныя.

Ин. Между тѣмъ природа-то прочаго рода есть опять, по

  1. Если бы, то есть, философъ взялъ въ разсчетъ еще собакъ, то вышло бы уже не два, а три рода, чего, по принятой методѣ дѣленій, быть не должно. Притомъ, собаки, по замѣчанію элейца, не стоютъ того, чтобы причислять ихъ къ животнымъ стадовымъ.
  2. Выше упомянутый своеродный (ἰδιογενὲς) родъ дѣлится теперь на родъ двуногій и четвероногій. Въ этомъ мѣстѣ элеецъ шутя примѣняетъ къ дѣлу математику, которою, какъ извѣстно было ему, занимались Теэтетъ и Сократъ. Что касается читателей, то, понявъ соотвѣтствующее мѣсто Теэтета (p. 147 D), они не затруднятся пониманіемъ и того, что̀ говорится здѣсь. То есть, діагональная линія однофутоваго квадрата своимъ построеніемъ производитъ квадратъ двухфутовой, съ которымъ шутливо сравнивается двуногая человѣческая природа. Потомъ отсюда снова происходитъ діаметръ, по силѣ четырехфутовый, представляющій образъ животныхъ четвероногихъ. Явно, что Платонъ играетъ здѣсь двузнаменательнымъ словомъ ποῦς, которое означаетъ и геометрическую мѣру, футъ, и ногу.
Тот же текст в современной орфографии


Ин. Что же? политик печется ли, думаешь, об общеродной или своеродной природе?

Сокр. Мл. Явно, что о несмешанной.

Ин. Но и эту, подобно прежним, надобно нам, как видно, разделить надвое.

Сокр. Мл. Да, надобно.

266.Ин. Однакож животные-то, сколько есть кротких и стадовых, кроме двух родов, уже все разобраны; — потому что род собак[1] не следует причислять к животным стадовым.

Сокр. Мл. Конечно, не следует. Но как же делить нам эти два?

Ин. Так, как и пристало делить Теэтету и тебе, коли оба вы занимаетесь геометриею[2].

Сокр. Мл. А именно?

Ин. По диаметру, то есть, и опять по диаметру диаметра.

Сокр. Мл. Что ты разумеешь?

B.Ин. Природа, какую получил наш человеческий род, имеет иные разве по отношению к ходьбе свойства, чем диаметр, по свойству — двухфутовый (или двуногий, δίπους)?

Сокр. Мл. Не иные.

Ин. Между тем природа-то прочего рода есть опять, по

——————

  1. Если бы, то есть, философ взял в расчёт еще собак, то вышло бы уже не два, а три рода, чего, по принятой методе делений, быть не должно. Притом, собаки, по замечанию элейца, не стоют того, чтобы причислять их к животным стадовым.
  2. Вышеупомянутый своеродный (ἰδιογενὲς) род делится теперь на род двуногий и четвероногий. В этом месте элеец шутя применяет к делу математику, которою, как известно было ему, занимались Теэтет и Сократ. Что касается читателей, то, поняв соответствующее место Теэтета (p. 147 D), они не затруднятся пониманием и того, что̀ говорится здесь. То есть, диагональная линия однофутового квадрата своим построением производит квадрат двухфутовой, с которым шутливо сравнивается двуногая человеческая природа. Потом отсюда снова происходит диаметр, по силе четырехфутовый, представляющий образ животных четвероногих. Явно, что Платон играет здесь двузнаменательным словом ποῦς, которое означает и геометрическую меру, фут, и ногу.