Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 1, 1863.pdf/45

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
12
ЖИЗНЬ

рактерѣ. Платонъ, говорятъ[1] не былъ такъ веселъ, откровененъ и любезенъ, какъ Сократъ, но казался скрытнымъ и угрюмымъ, и, по тогдашней пословицѣ, совершенно изгналъ изъ Академіи бога веселости и смѣха. Но изгнаніе смѣха и веселости могло казаться недостаткомъ только для людей легкомысленныхъ, и въ такомъ вѣкѣ, когда училъ Платонъ, то есть, когда Греки искали во всемъ болѣе развлеченія и блеска, нежели наставленій и пользы. Говорятъ также, что онъ питалъ тайную вражду къ прочимъ ученикамъ Сократа, или по крайней мѣрѣ презиралъ ихъ[2]. Это конечно могло быть: онъ не имѣлъ хорошаго понятія о философіи Антисѳена, Аристиппа и Эвклида. Слава академіи, всеобщее удивленіе, приносимое въ жертву ея основателю, внутреннее сознаніе преимущества предъ современными мыслителями, — все это легко могло расположить Платона къ нѣкоторому самомнѣнію и гордости. Но если, по пословицѣ, и Гомеръ иногда дремалъ; то почемужь не дремать Платону! За то, по свидѣтельству Плутарха[3], онъ самъ себя строже наказывалъ за гордость, нежели враги его. Къ числу враговъ и завистниковъ Платона Діогенъ Л. (III. 34. 35) относитъ преимущественно Ксенофонта, который, какъ бы состязаясь съ Платономъ, старался писать въ томъ же родѣ и о тѣхъ же предметахъ, о которыхъ писалъ онъ. Поводомъ къ этой неизвѣстной у насъ прагматической полемикѣ, говорятъ, послужилъ невыгодный отзывъ Платона о Ксенофонтовой киропедіи, выраженный въ его государствѣ[4]. Наконецъ упрекаютъ Платона и въ томъ, что онъ вносилъ въ свои тво-

  1. Diog. L. III. 26. Aelian III. 35. см. Meiner’s Geschichte des Ursprungs, Fortgangs und Verfalls der Wissenschaften. Th. II. B. VIII. Cap. 3.
  2. Diog. L. III. 34, 35.
  3. Plutarch. VIII. 178.
  4. Книга: περί παλαιἄς τρνῆς, приписываемая Аристиппу, и эпиграммы у Діог. Л., будто бы написанныя Платономъ, обвиняютъ нашего философа въ худой нравственности: но эти документы столь сомнительны, что ни сколько не могутъ служить основаніемъ для подобныхъ обвиненій. Diog. L. III. 29. Athen. XIII. p. 589. О враждѣ Платона съ Ксенофонтомъ чит. Böckh. de Simultate, quam Plato cum Xenophonte exercuisse fertur.
Тот же текст в современной орфографии

рактере. Платон, говорят[1] не был так весел, откровенен и любезен, как Сократ, но казался скрытным и угрюмым, и, по тогдашней пословице, совершенно изгнал из Академии бога веселости и смеха. Но изгнание смеха и веселости могло казаться недостатком только для людей легкомысленных, и в таком веке, когда учил Платон, то есть, когда Греки искали во всём более развлечения и блеска, нежели наставлений и пользы. Говорят также, что он питал тайную вражду к прочим ученикам Сократа, или по крайней мере презирал их[2]. Это конечно могло быть: он не имел хорошего понятия о философии Антисфена, Аристиппа и Эвклида. Слава академии, всеобщее удивление, приносимое в жертву её основателю, внутреннее сознание преимущества пред современными мыслителями, — всё это легко могло расположить Платона к некоторому самомнению и гордости. Но если, по пословице, и Гомер иногда дремал; то почемужь не дремать Платону! За то, по свидетельству Плутарха[3], он сам себя строже наказывал за гордость, нежели враги его. К числу врагов и завистников Платона Диоген Л. (III. 34. 35) относит преимущественно Ксенофонта, который, как бы состязаясь с Платоном, старался писать в том же роде и о тех же предметах, о которых писал он. Поводом к этой неизвестной у нас прагматической полемике, говорят, послужил невыгодный отзыв Платона о Ксенофонтовой киропедии, выраженный в его государстве[4]. Наконец упрекают Платона и в том, что он вносил в свои тво-

————————————

  1. Diog. L. III. 26. Aelian III. 35. см. Meiner’s Geschichte des Ursprungs, Fortgangs und Verfalls der Wissenschaften. Th. II. B. VIII. Cap. 3.
  2. Diog. L. III. 34, 35.
  3. Plutarch. VIII. 178.
  4. Книга: περί παλαιἄς τρνῆς, приписываемая Аристиппу, и эпиграммы у Диог. Л., будто бы написанные Платоном, обвиняют нашего философа в худой нравственности: но эти документы столь сомнительны, что ни сколько не могут служить основанием для подобных обвинений. Diog. L. III. 29. Athen. XIII. p. 589. О вражде Платона с Ксенофонтом чит. Böckh. de Simultate, quam Plato cum Xenophonte exercuisse fertur.