Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 2, 1863.pdf/213

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
212
ГОРГІАСЪ.

но быть поставляемо выше всего. Противъ этого-то положенія Платонъ написалъ предлагаемый здѣсь разговоръ.

Коренная мысль, около которой вращается изслѣдованіе Платона въ его Горгіасѣ, можетъ быть выражена такъ: чтобы убѣждать народъ, ораторъ долженъ быть воодушевленъ знаніемъ истиннаго, добраго и справедливаго, или долженъ въ самомъ дѣлѣ философствовать, а не казаться философомъ. Какимъ образомъ Платонъ доказываетъ эту мысль и въ какомъ порядкѣ слѣдуютъ его доказательства, — мы увидимъ ясно, подвергнувъ его разговоръ строгому и отчетливому анализу.

Бесѣда начинается на аѳинской площади. Сократъ и преданный ему ученикъ Херефонъ встрѣчаются съ Калликломъ, усерднымъ почитателемъ таланта Горгіасова и хозяиномъ того дома, въ которомъ Горгіасъ квартируетъ. Калликлъ очень жалѣетъ, что встрѣтившіеся съ нимъ друзья не пришли къ нему пораньше; — тогда они имѣли бы удовольствіе слышать декламацію Горгіаса, — и такъ-какъ Херефонъ выразилъ при этомъ свою увѣренность, что софистъ не откажется показать себя и имъ, то Калликлъ приглашаетъ ихъ къ себѣ (p. 447). Это — историческое вступленіе, или поводъ къ бесѣдѣ объ искуствѣ Горгіаса.

На пути къ Горгіасу Сократъ какбы составляетъ планъ собесѣдованія съ нимъ и поручаетъ Херефону открыть разговоръ вопросомъ: кто онъ таковъ, или именемъ какой науки называется? Когда же они пришли, — на этотъ вопросъ Сократова ученика весьма самонадѣянно взялся отвѣчать ученикъ Горгіаса, Полосъ; но говоря съ важностію, сказалъ только то, что Горгіасова наука превосходна. По этому Сократъ, замѣтивъ неудовлетворительность Полосова отвѣта, проситъ софиста, чтобы онъ самъ потрудился рѣшить задачу Херефона, — и Горгіасъ говоритъ, что онъ учитъ риторикѣ и называется риторомъ (448 — 449 C). Это можно назвать философскимъ вступленіемъ въ разговоръ, въ которомъ нетолько указывается на главный предметъ его, но и съ

Тот же текст в современной орфографии

но быть поставляемо выше всего. Против этого-то положения Платон написал предлагаемый здесь разговор.

Коренная мысль, около которой вращается исследование Платона в его Горгиасе, может быть выражена так: чтобы убеждать народ, оратор должен быть воодушевлен знанием истинного, доброго и справедливого, или должен в самом деле философствовать, а не казаться философом. Каким образом Платон доказывает эту мысль и в каком порядке следуют его доказательства, — мы увидим ясно, подвергнув его разговор строгому и отчетливому анализу.

Беседа начинается на афинской площади. Сократ и преданный ему ученик Херефон встречаются с Калликлом, усердным почитателем таланта Горгиасова и хозяином того дома, в котором Горгиас квартирует. Калликл очень жалеет, что встретившиеся с ним друзья не пришли к нему пораньше; — тогда они имели бы удовольствие слышать декламацию Горгиаса, — и так как Херефон выразил при этом свою уверенность, что софист не откажется показать себя и им, то Калликл приглашает их к себе (p. 447). Это — историческое вступление, или повод к беседе об искусстве Горгиаса.

На пути к Горгиасу Сократ как бы составляет план собеседования с ним и поручает Херефону открыть разговор вопросом: кто он таков, или именем какой науки называется? Когда же они пришли, — на этот вопрос Сократова ученика весьма самонадеянно взялся отвечать ученик Горгиаса, Полос; но говоря с важностью, сказал только то, что Горгиасова наука превосходна. Поэтому Сократ, заметив неудовлетворительность Полосова ответа, просит софиста, чтобы он сам потрудился решить задачу Херефона, — и Горгиас говорит, что он учит риторике и называется ритором (448 — 449 C). Это можно назвать философским вступлением в разговор, в котором нетолько указывается на главный предмет его, но и с