Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 2, 1863.pdf/274

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
273
ГОРГІАСЪ.


Сокр. Выслушай-ка меня, счастливецъ, и лови на словѣ. Еслибы я вышелъ на площадь во время стеченія народа D. и, держа скрытно кинжалъ, сказалъ тебѣ: Полосъ! теперь въ моихъ рукахъ удивительное могущество и тираннія. Вѣдь покажись мнѣ, что изъ видимыхъ тобою здѣсь людей кто-нибудь сейчасъ долженъ умереть, — и тотъ, на кого пало бы это мнѣніе, умретъ. Покажись мнѣ также, что у кого-нибудь изъ нихъ должна быть разсѣчена голова, — и она немедленно будетъ разсѣчена, либо — разодрано платье, — и оно будетъ вдругъ разодрано. Такъ велика моя сила въ этомъ E. городѣ! А еслибы тебѣ не вѣрилось, — я показалъ бы кинжалъ, — и ты, видя его, вѣроятно сказалъ бы мнѣ: Сократъ! такимъ-то образомъ всѣ могутъ имѣть великую силу; такимъ образомъ ты могъ бы, напримѣръ, еслибы тебѣ показалось, поджечь домы, аѳинскую гавань, трехмачтовыя суда и всѣ, какъ общественные, такъ и частные корабли. Но дѣлать это, то-есть, дѣлать, что кажется, вѣдь не значитъ имѣть великую силу. Или ты такъ думаешь?

Пол. Ужъ вѣроятно не такъ.470.

Сокр. А можешь ли сказать, за что порицаешь такую силу?

Пол. Могу.

Сокр. Скажи же.

Пол. За то, что поступающій такимъ образомъ необходимо долженъ вредить.

Сокр. А вредить — не есть ли дѣлать зло?

Пол. Конечно.

Сокр. Поэтому, имѣть великую силу, почтеннѣйшій, у тебя значитъ опять то, что дѣлающій, что̀ ему кажется, расположенъ совершать полезное и быть добрымъ. Это-то, вѣроятно, заключаетъ въ себѣ великую силу; а безъ этого, великая твоя сила будетъ зло и безсиліе. Разсмотримъ еще B. слѣдующій вопросъ: не согласимся ли мы, что дѣлать то, о чемъ теперь говоримъ, то-есть умерщвлять, либо изгонять людей и отнимать у нихъ имущество, иногда бываетъ больше доброе дѣло, а иногда нѣтъ?

Тот же текст в современной орфографии


Сокр. Выслушай-ка меня, счастливец, и лови на слове. Если бы я вышел на площадь во время стечения народа D. и, держа скрытно кинжал, сказал тебе: Полос! теперь в моих руках удивительное могущество и тирания. Ведь покажись мне, что из видимых тобою здесь людей кто-нибудь сейчас должен умереть, — и тот, на кого пало бы это мнение, умрет. Покажись мне также, что у кого-нибудь из них должна быть рассечена голова, — и она немедленно будет рассечена, либо — разодрано платье, — и оно будет вдруг разодрано. Так велика моя сила в этом E. городе! А если бы тебе не верилось, — я показал бы кинжал, — и ты, видя его, вероятно сказал бы мне: Сократ! таким-то образом все могут иметь великую силу; таким образом ты мог бы, например, если бы тебе показалось, поджечь домы, афинскую гавань, трехмачтовые суда и все, как общественные, так и частные корабли. Но делать это, то есть, делать, что кажется, ведь не значит иметь великую силу. Или ты так думаешь?

Пол. Уж вероятно не так.470.

Сокр. А можешь ли сказать, за что порицаешь такую силу?

Пол. Могу.

Сокр. Скажи же.

Пол. За то, что поступающий таким образом необходимо должен вредить.

Сокр. А вредить — не есть ли делать зло?

Пол. Конечно.

Сокр. Поэтому, иметь великую силу, почтеннейший, у тебя значит опять то, что делающий, что̀ ему кажется, расположен совершать полезное и быть добрым. Это-то, вероятно, заключает в себе великую силу; а без этого, великая твоя сила будет зло и бессилие. Рассмотрим еще B. следующий вопрос: не согласимся ли мы, что делать то, о чём теперь говорим, то есть умерщвлять, либо изгонять людей и отнимать у них имущество, иногда бывает больше доброе дело, а иногда нет?

{{{1}}}Соч. Плат. Т. II.18