Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 4, 1863.pdf/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
196
ПИРЪ.

спящими, производится чрезъ него. И человѣкъ, въ этомъ отношеніи мудрый, есть человѣкъ геніальный; а мудрый въ чемъ-нибудь иномъ, — въ искуствахъ ли то или въ рукодѣльяхъ какихъ, бываетъ ремесленникомъ. Этихъ геніевъ много, и они различны: одинъ изъ нихъ есть Эросъ. — Но кто же B. отецъ его и мать? спросилъ я. — Долго разсказывать, отвѣчала она; однакожъ скажу тебѣ.

Когда родилась Афродита[1], боги сдѣлали пиръ, на которомъ между прочими былъ Поръ (богатство), сынъ Митиды. Когда они ужинали, привлеченная пированьемъ Пенія (бѣдность) пришла къ нимъ просить милостыни и стала у дверей. Поръ, упившись нектаромъ, — ибо вина тогда еще не было, — вошелъ въ садъ Зевса и, обремененный излишествомъ, заснулъ. Пенія, коварно задумавъ въ помощь своей бѣдности получить отъ Пора дитя, прилегла къ нему и зачала Эроса. Потому-то C. Эросъ и сдѣлался сопутникомъ и слугою Афродиты, что онъ родился въ день ея рожденія и вмѣстѣ былъ по природѣ любитель красоты, а Афродита была прекрасна. Ставъ же сыномъ Пора и Пеніи, Эросъ такую наслѣдовалъ и участь.

  1. Миѳъ о рожденіи Эроса у древнихъ и новѣйшихъ его излагателей обрисовывается различными чертами. См. Plutarch. de Iside et Osir. p. 374 C sqq. X, 4, p. 107. Orig. c. cels. IV, p. 532. Euseb. Praep. Ev. XII, II. Damascius περὶ ἀρχῶν p. 362, ed. Köpp. Sydeuhamus у Вольфія p. 75. Schelling. Brunon. p. 188. У Платона Діотима разсказываетъ этотъ миѳъ примѣнительно къ главной своей мысли объ Эросѣ, что онъ не есть ни богъ, ни человѣкъ, ни прекрасенъ, ни безобразенъ и проч., и что, слѣдовательно, онъ — не больше, какъ геній, существо, занимающее средину между людьми и богами. Чтобы эту мысль выразить всѣми подробностями аллегоріи, Діотима отцомъ Эроса представляетъ Пора — богача, какбы какое божественное существо, обладающее всѣми небесными совершенствами, а матерію его — Пенію, неимѣющую нисколько тѣхъ небесныхъ совершенствъ и обреченную нищенствовать на землѣ. Притомъ, для рожденія Эроса отъ этихъ противуположныхъ началъ, Пору надлежало опьянѣть и заснуть въ саду Зевса, который своею цвѣтучестію и плодоносіемъ какбы сближаетъ небесныя радости съ земными и чрезъ то представляетъ возможность встрѣчи духовнаго богатства съ физическою бѣдностію. Не безъ цѣли также Эросъ зачатъ въ день рожденія Афродиты: не имѣя совершенствъ отца и однакожъ возвышаясь своимъ стремленіемъ надъ недостатками матери, онъ подъ звѣздою богини красоты осуществляетъ свое стремленіе любовію къ прекрасному и неуклонно слѣдуетъ за Афродитою.
Тот же текст в современной орфографии

спящими, производится чрез него. И человек, в этом отношении мудрый, есть человек гениальный; а мудрый в чём-нибудь ином, — в искусствах ли то или в рукодельях каких, бывает ремесленником. Этих гениев много, и они различны: один из них есть Эрос. — Но кто же B. отец его и мать? спросил я. — Долго рассказывать, отвечала она; однакож скажу тебе.

Когда родилась Афродита[1], боги сделали пир, на котором между прочими был Пор (богатство), сын Митиды. Когда они ужинали, привлеченная пированьем Пения (бедность) пришла к ним просить милостыни и стала у дверей. Пор, упившись нектаром, — ибо вина тогда еще не было, — вошел в сад Зевса и, обремененный излишеством, заснул. Пения, коварно задумав в помощь своей бедности получить от Пора дитя, прилегла к нему и зачала Эроса. Потому-то C. Эрос и сделался сопутником и слугою Афродиты, что он родился в день её рождения и вместе был по природе любитель красоты, а Афродита была прекрасна. Став же сыном Пора и Пении, Эрос такую наследовал и участь.

————————————

  1. Миф о рождении Эроса у древних и новейших его излагателей обрисовывается различными чертами. См. Plutarch. de Iside et Osir. p. 374 C sqq. X, 4, p. 107. Orig. c. cels. IV, p. 532. Euseb. Praep. Ev. XII, II. Damascius περὶ ἀρχῶν p. 362, ed. Köpp. Sydeuhamus у Вольфия p. 75. Schelling. Brunon. p. 188. У Платона Диотима рассказывает этот миф применительно к главной своей мысли об Эросе, что он не есть ни бог, ни человек, ни прекрасен, ни безобразен и проч., и что, следовательно, он — не больше, как гений, существо, занимающее средину между людьми и богами. Чтобы эту мысль выразить всеми подробностями аллегории, Диотима отцом Эроса представляет Пора — богача, как бы какое божественное существо, обладающее всеми небесными совершенствами, а материю его — Пению, неимеющую нисколько тех небесных совершенств и обреченную нищенствовать на земле. Притом, для рождения Эроса от этих противоположных начал, Пору надлежало опьянеть и заснуть в саду Зевса, который своею цветучестию и плодоносием как бы сближает небесные радости с земными и чрез то представляет возможность встречи духовного богатства с физическою бедностью. Не без цели также Эрос зачат в день рождения Афродиты: не имея совершенств отца и однакож возвышаясь своим стремлением над недостатками матери, он под звездою богини красоты осуществляет свое стремление любовью к прекрасному и неуклонно следует за Афродитою.