Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/447

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
442
ТИМЕЙ.

61. путь насильно, разрѣшаетъ ее и плавитъ. Такимъ образомъ землю недостаточно плотную разрѣшаетъ насильно одна вода, плотную же не разрѣшаетъ ничто, кромѣ огня; ибо входъ въ нее доступенъ только огню. Далѣе, составъ воды наиболѣе сжатый распускаетъ только огонь, а относительно слабый — обѣ стихіи, огонь и воздухъ: причемъ первый дѣлитъ по промежуткамъ, а послѣдній даже по трехугольникамъ. Насильственно сжатый воздухъ ничто не разрѣшаетъ обратно на основныя формы[1], а не насилуемый расплавляется однимъ огнемъ. Что же касается тѣлъ, смѣшанныхъ изъ земли и воды, то, пока вода держится въ насильно занятыхъ ею промежуткахъ земли, части воды, прибывающія B. отвнѣ, не находя доступа въ самую землю, обтекаютъ кругомъ ея массу и оставляютъ ее не размягченной; но части огня входятъ въ промежутки воды, — причемъ огонь дѣйствуетъ на воздухъ точно такъ же, какъ вода на землю, — и становится единственною причиною того, что составное (изъ земли и воды) тѣло расплавляется и течетъ. Бываютъ между этими тѣлами такія, что содержатъ меньше воды, чѣмъ земли, — это весь родъ стеклообразный и то, что зовется C. плавкими видами камней; и такія опять, въ которыхъ больше воды, — все, что слагается по образу восковидныхъ и ароматическихъ тѣлъ.

Такъ вотъ и формы, и всѣ виды, въ разнообразіи ихъ соединеній и превращеній изъ одного въ другой, у насъ почти уже показаны; затѣмъ надобно постараться выяснить, отъ какихъ причинъ происходятъ ихъ свойства[2]. Но вѣдь, прежде всего, въ основаніи нашихъ сужденій лежитъ непремѣнно чувство; между тѣмъ мы еще не разсмотрѣли ни происхожденія плоти и того, что къ ней отно-

  1. Мы принимаемъ, вмѣстѣ съ Астомъ, Линдау и Штальбаумомъ, чтеніе: οὐδὲν λύει πάλιν (вм. πλὴν) κατὰ τὸ στοιχεῖον. Можно бы также читать, вмѣсто πλῂν, πλέον, — что значило бы: aerem vi compressum nihil amplius solvit in etc.
  2. Т. е., какимъ образомъ тѣла вызываютъ въ насъ тѣ или другія впечатлѣнія.
Тот же текст в современной орфографии

61. путь насильно, разрешает ее и плавит. Таким образом землю недостаточно плотную разрешает насильно одна вода, плотную же не разрешает ничто, кроме огня; ибо вход в нее доступен только огню. Далее, состав воды наиболее сжатый распускает только огонь, а относительно слабый — обе стихии, огонь и воздух: причем первый делит по промежуткам, а последний даже по треугольникам. Насильственно сжатый воздух ничто не разрешает обратно на основные формы[1], а не насилуемый расплавляется одним огнем. Что же касается тел, смешанных из земли и воды, то, пока вода держится в насильно занятых ею промежутках земли, части воды, прибывающие B. отвне, не находя доступа в самую землю, обтекают кругом её массу и оставляют ее не размягченной; но части огня входят в промежутки воды, — причем огонь действует на воздух точно так же, как вода на землю, — и становится единственною причиною того, что составное (из земли и воды) тело расплавляется и течет. Бывают между этими телами такие, что содержат меньше воды, чем земли, — это весь род стеклообразный и то, что зовется C. плавкими видами камней; и такие опять, в которых больше воды, — всё, что слагается по образу восковидных и ароматических тел.

Так вот и формы, и все виды, в разнообразии их соединений и превращений из одного в другой, у нас почти уже показаны; затем надобно постараться выяснить, от каких причин происходят их свойства[2]. Но ведь, прежде всего, в основании наших суждений лежит непременно чувство; между тем мы еще не рассмотрели ни происхождения плоти и того, что к ней отно-

——————

  1. Мы принимаем, вместе с Астом, Линдау и Штальбаумом, чтение: οὐδὲν λύει πάλιν (вм. πλὴν) κατὰ τὸ στοιχεῖον. Можно бы также читать, вместо πλῂν, πλέον, — что значило бы: aerem vi compressum nihil amplius solvit in etc.
  2. Т. е., каким образом тела вызывают в нас те или другие впечатления.