Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/502

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ЛИЦА РАЗГОВАРИВАЮЩІЯ:
ТИМЕЙ, КРИТІАСЪ, СОКРАТЪ, ЕРМОКРАТЪ.

Тим. Какъ мнѣ пріятно, Сократъ! Я съ такимъ же 106. удовольствіемъ оставилъ поприще слова, съ какимъ отдыхалъ бы послѣ далекаго путешествія. Молюсь тому богу, который прежде, встарину, возникъ въ вещахъ[1], а теперь только что явился у насъ въ словѣ, молюсь, чтобы все, что̀ въ бесѣдѣ раскрыли мы порядочно, обратилъ онъ для насъ во благо; если же о предметѣ, противъ желанія, сказали что̀ B. нестройное, назначилъ бы за то приличное наказаніе. А правильное наказаніе для сбившагося въ строѣ, — это наставить его на строй. И такъ, чтобы впередъ вести намъ правильно рѣчи о рожденіи боговъ, просимъ его даровать намъ знаніе, — врачевство совершеннѣйшее и наилучшее изъ врачебныхъ средствъ. Помолившись такимъ образомъ, дальнѣйшую бесѣду, по условію[2], передаемъ Критіасу.

  1. Возникъ въ вещахъ, ἔργῳ. Подъ именемъ бога здѣсь разумѣется видимый міръ. Міръ, пока созерцается просто какъ бытіе, есть богъ на самомъ дѣлѣ, или въ явленіяхъ; но какъ скоро универсъ становится предметомъ изслѣдованія, вещественно существующій богъ переходитъ въ слово, дѣлается понятіемъ и какъ будто возникаетъ заново, ибо міръ въ понятіи далеко уже не то, что міръ дѣйствительный.
  2. Это условіе см. Tim. p. 25 E — 27 B.
Тот же текст в современной орфографии
ЛИЦА РАЗГОВАРИВАЮЩИЕ:
ТИМЕЙ, КРИТИАС, СОКРАТ, ЕРМОКРАТ.

Тим. Как мне приятно, Сократ! Я с таким же 106. удовольствием оставил поприще слова, с каким отдыхал бы после далекого путешествия. Молюсь тому богу, который прежде, в старину, возник в вещах[1], а теперь только что явился у нас в слове, молюсь, чтобы всё, что̀ в беседе раскрыли мы порядочно, обратил он для нас во благо; если же о предмете, против желания, сказали что̀ B. нестройное, назначил бы за то приличное наказание. А правильное наказание для сбившегося в строе, — это наставить его на строй. Итак, чтобы вперед вести нам правильно речи о рождении богов, просим его даровать нам знание, — врачевство совершеннейшее и наилучшее из врачебных средств. Помолившись таким образом, дальнейшую беседу, по условию[2], передаем Критиасу.

——————

  1. Возник в вещах, ἔργῳ. Под именем бога здесь разумеется видимый мир. Мир, пока созерцается просто как бытие, есть бог на самом деле, или в явлениях; но как скоро универс становится предметом исследования, вещественно существующий бог переходит в слово, делается понятием и как будто возникает заново, ибо мир в понятии далеко уже не то, что мир действительный.
  2. Это условие см. Tim. p. 25 E — 27 B.
{{{1}}}Соч. Плат. Т. VI.63