Страница:Сто шедевров искусства (Булгаков).pdf/66

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 66 —

новѣйшаго времени. Черезъ шесть лѣть по возвращеніи своемъ изъ Испаніи въ Парижъ, Сарджентъ рѣшилъ поселиться въ Лондонѣ, гдѣ онъ живетъ и по сей день. Въ 1894 г. онъ былъ избранъ членомъ Королевской Академіи и уже черезъ три года былъ возведенъ въ званіе ординарнаго академика. Его картины ежегодно производятъ сенсацію въ Берлингтонъ гаузѣ.

Здѣсь дается его картина.

Гвоздика, лиліи, лиліи, розы! (см. LXXXVI).

Прелесть этого произведенія зависитъ главнымъ образомъ отъ его удивительной декоративности. Сюжетъ довольно незамысловатый, — (двѣ дѣвочки въ бѣлыхъ платьяхъ зажигаютъ китайскіе фонари, висящіе въ зарослѣ лилій, розовыхъ и красныхъ розъ и малиновой и желтой гвоздики), но искуство, съ какимъ распредѣлены детали, дѣлаетъ всю коыпозицію восхитительною.

Картина написана замѣчательно просто и сильно. Она была выставлена въ Берлингтонъ Гаузѣ въ 1887 г. и куплена Совѣтомъ Королевской Академіи на основаніяхъ Чантрейскаго завѣщанія.


Джованни Сегантини.

Художникъ-поэтъ Альпійскихъ горъ, Джованни Сегантини родился въ Арко, въ Тиролѣ. Пятилѣтнимъ ребенкомъ онъ потерялъ свою мать. Отецъ его переселился въ Миланъ и тамъ отдалъ маленькаго Джованни на попеченіе своей дочери отъ перваго брака. Она жила бѣдно, и въ ея квартиркѣ почти не было свѣта и воздуха. Маленькій Джованни, полюбившій въ Арко горную природу и свободу, задыхался въ такой обстановкѣ, и семи лѣтъ онъ сбѣжалъ изъ дома сестры, —„во Францію“, о которой онъ слышалъ столько хорошаго. Въ первую же бурную ночь его пріютили крестьяне, и когда узнали, что у него есть родные въ Миланѣ, его хотѣли сейчасъ же вернуть туда; но Джованни умолилъ, чтобы его не возвращали, а оставили жить въ деревнѣ, среди полей, и добрая семья, куда онъ попалъ, согласилась на это. Джованни скоро же дали работу — пасти свиней. Онъ вскорѣ подружился со своими нѣмыми сотоварищами и сталъ внимательно наблюдать за ихъ жизнью. Кускомъ угля онъ рисовалъ ихъ силуэты на гладкихъ камняхъ и добивался непремѣнно сходства. За этимъ занятіемъ засталъ его какъ-то его пріемный отецъ и сразу узналъ въ рисункѣ Джованни вожака стада. Добраго крестьянина это настолько поразило, что онъ собралъ всѣхъ своихъ подивиться на работу мальчика. Послѣ этого у Джованни, къ его великой радости, въ рукахъ оказался карандашъ и бумага, и онъ могъ рисовать все, что ему хотѣлось. Конечно, нашлись люди, которые приняли участіе въ мальчикѣ, и онъ былъ отправленъ въ Миланъ, въ рисовальную школу. Но въ Миланѣ Сегантини оставался недолго. Его снова потянуло на деревенскій просторъ, къ самостоятельной, свободной работѣ. Онъ поселился у крестьянъ въ Бріанцѣ, на южномъ склонѣ Альпъ, участвовалъ во всѣхъ ихъ сельскихъ работахъ, а въ минуты отдыха съ жаромъ брался за кисть и болѣе удачный картины отсылалъ въ Миланъ на продажу. Его пейзажи были условны