Страница:Теэтет (Платон, Добиаш).pdf/116

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
111

опыта, который мы имѣемъ еще съ того времени, когда мы сами учились грамотѣ".

— Что ты имѣешь въ виду?

,Не это ли только ты тогда и дѣлалъ, что "изучалъ" элементы, упражняясь и глазомъ различать ихъ, и слухомъ уловлять самый звукъ каждаго элемента въ отдѣльности, чтобы не затрудняло тебя устанавливаніе ихъ какъ въ письмѣ, такъ и въ ироизношеніи"?

— Это ты правильно говоришь.

"А у киѳариста, — развѣ главное ученіе не въ томъ заключалось, чтобы умѣть услѣдить за каждымъ тономъ, на какой струнѣ онъ помѣщается? — а это — каждый тебѣ скажетъ — тѣ же "элементы" въ музыкѣ".

— Конечно.

"Такимъ образомъ, по нашему опыту объ "элементахъ" и "слогахъ", — если ужъ по этимъ элементамъ и слогамъ приходится судить и о другихъ, — гораздо больше приходится имѣть дѣло съ познаваніемъ именно элементовъ, и гораздо важнѣе для усвоенія цѣлой науки именно элементъ, а не слогъ, и кто говоритъ, что слогъ познаваемъ, а элементъ непознаваемъ, тотъ, — намѣренно ли, или ненамѣренно, — говоритъ несерьезно".

— Совершенно вѣрно.

"Это, впрочемъ, можно выяснить еще другими, думаю, способами. Но не будемъ изъ-за этого упускать изъ виду разсмотрѣніе нашего вопроса, — вопроса о знаніи, какъ "правильномъ рѣшеніи, вполнѣ "раскрытомъ" передъ рѣшающимъ".

— Да, это нужно разсмотрѣть.

"Какое значеніе имѣетъ слово "раскрытіе"? Но моему одно изъ трехъ".

— А именно...?

"Во-первыхъ, "раскрытіе" есть "выраженіе мысли звукомъ, посредствомъ словъ и фразъ, и, такъ сказать, отображеніе того, что душа "рѣшаетъ", въ струѣ, идущей изъ устъ, точно въ зеркалѣ ттли въ водѣ". — Какъ ты думаешь? — не такой ли смыслъ имѣетъ слово "раскрытіе"?


Тот же текст в современной орфографии

опыта, который мы имеем еще с того времени, когда мы сами учились грамоте".

— Что ты имеешь в виду?

,Не это ли только ты тогда и делал, что "изучал" элементы, упражняясь и глазом различать их, и слухом уловлять самый звук каждого элемента в отдельности, чтобы не затрудняло тебя устанавливание их как в письме, так и в ироизношении"?

— Это ты правильно говоришь.

"А у кифариста, — разве главное учение не в том заключалось, чтобы уметь уследить за каждым тоном, на какой струне он помещается? — а это — каждый тебе скажет — те же "элементы" в музыке".

— Конечно.

"Таким образом, по нашему опыту об "элементах" и "слогах", — если уж по этим элементам и слогам приходится судить и о других, — гораздо больше приходится иметь дело с познаванием именно элементов, и гораздо важнее для усвоения целой науки именно элемент, а не слог, и кто говорит, что слог познаваем, а элемент непознаваем, тот, — намеренно ли, или ненамеренно, — говорит несерьезно".

— Совершенно верно.

"Это, впрочем, можно выяснить еще другими, думаю, способами. Но не будем из-за этого упускать из виду рассмотрение нашего вопроса, — вопроса о знании, как "правильном решении, вполне "раскрытом" перед решающим".

— Да, это нужно рассмотреть.

"Какое значение имеет слово "раскрытие"? Но моему одно из трех".

— А именно...?

"Во-первых, "раскрытие" есть "выражение мысли звуком, посредством слов и фраз, и, так сказать, отображение того, что душа "решает", в струе, идущей из уст, точно в зеркале ттли в воде". — Как ты думаешь? — не такой ли смысл имеет слово "раскрытие"?