Страница:Теэтет (Платон, Добиаш).pdf/68

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
63

вергается ученіе Протагора, хотя немало оно опровергается и вышеразъясненнымъ, именно тѣмъ, что Протагоръ признаетъ "рѣшенія" другихъ правильными, а по этимъ "рѣшеніямъ" оказалось, что его ученіе именно ложь.

"Да мало ли чѣмъ можно его опровергнуть и доказать, что не всякій "рѣшаетъ" правильно все. Изъ того состоянія въ данную минуту, которымъ у каждаго опредѣляется въ одно и то же время и ощущеніе, и соотвѣтствующее ему "рѣшеніе", труднѣе черпать доказательство о возможной неправильности этого рѣшенія. Можетъ быть, я не такъ говорю; но, дѣйствительно, эти "рѣшенія", разъ они произошли, какъ-то не поддаются дальнѣйшей провѣркѣ, и утверждающій, что они неопровержимы, и что они — знаніе, пожалуй, говоритъ и дѣло. Въ этомъ смыслѣ высказанное Ѳеэтитомъ положеніе о тожествѣ ощущенія и знанія не лишено было бы основанія. Нужно, впрочемъ, какъ повелѣваетъ сказанная выше въ защиту Протагора рѣчь, подойти ближе къ дѣлу и разсмотрѣть "эту носящуюся дѣйствительность[1], постукавъ ее хорошенько, дастъ ли она чистый иди надтреснутый звонъ. Борьбы изъ-за нея было немало и не съ немногими."

— Да, далеко не мало. Въ Іоніи она принимаетъ громадные размѣры; школа Ираклита" энергично стоитъ за это ученіе.

"Тѣмъ скорѣе, другъ Ѳеодоръ, слѣдуетъ разсмотрѣть все дѣло, и притомъ съ самаго начала, такъ, какъ эта школа его представляетъ".

— Совершенно вѣрно. Но только, Сократъ, объ этомъ Ираклитовскомъ ученіи или, какъ ты говоришь, Омировскомъ, а можетъ быть, еще болѣе древнемъ, трудно говорить съ самими Эфесцами. Они ведутъ себя просто, какъ ужаленные. Мечутся они, какъ та вселенная, о которой говорится въ ихъ книгахъ. Остановиться на какой-нибудь мысли, такъ чтобы спокойно и по очереди давать отвѣты и задавать во

  1. Онъ происходилъ изъ Эфеса, весьма важнаго торговаго города въ малой Азіи.
Тот же текст в современной орфографии

вергается учение Протагора, хотя немало оно опровергается и вышеразъясненным, именно тем, что Протагор признает "решения" других правильными, а по этим "решениям" оказалось, что его учение именно ложь.

"Да мало ли чем можно его опровергнуть и доказать, что не всякий "решает" правильно всё. Из того состояния в данную минуту, которым у каждого определяется в одно и то же время и ощущение, и соответствующее ему "решение", труднее черпать доказательство о возможной неправильности этого решения. Может быть, я не так говорю; но, действительно, эти "решения", раз они произошли, как-то не поддаются дальнейшей проверке, и утверждающий, что они неопровержимы, и что они — знание, пожалуй, говорит и дело. В этом смысле высказанное Феэтитом положение о тожестве ощущения и знания не лишено было бы основания. Нужно, впрочем, как повелевает сказанная выше в защиту Протагора речь, подойти ближе к делу и рассмотреть "эту носящуюся действительность[1], постукав ее хорошенько, даст ли она чистый иди надтреснутый звон. Борьбы из-за неё было немало и не с немногими."

— Да, далеко не мало. В Ионии она принимает громадные размеры; школа Ираклита" энергично стоит за это учение.

"Тем скорее, друг Феодор, следует рассмотреть всё дело, и притом с самого начала, так, как эта школа его представляет".

— Совершенно верно. Но только, Сократ, об этом Ираклитовском учении или, как ты говоришь, Омировском, а может быть, еще более древнем, трудно говорить с самими Эфесцами. Они ведут себя просто, как ужаленные. Мечутся они, как та вселенная, о которой говорится в их книгах. Остановиться на какой-нибудь мысли, так чтобы спокойно и по очереди давать ответы и задавать во

  1. Он происходил из Эфеса, весьма важного торгового города в малой Азии.