Страница:Теэтет (Платон, Добиаш).pdf/99

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
94

— Труденъ выборъ, Сократъ.

"Повидимому, ни того, ни другого не допускаетъ здравый смыслъ. А все-таки, — ужъ надобно испробовать все, — не рѣшиться ли намъ на нѣкоторое смѣлое дѣло?".

— На какое?

"На такое, кто позволимъ себѣ опредѣлить, что такое знать".

— Чѣмъ это будетъ смѣлое дѣло?

" Видно, ты и не думаешь о томъ, что вѣдь все наше разсужденіе, съ самого начала, было и есть исканіе знанія, такъ какъ о немъ именно неизвѣстно, что оно такое".

— Да, это я имѣю постоянно въ виду.

"Въ такомъ случаѣ, не смѣло ли это будетъ, когда при неизвѣстности того, что такое знаніе, мы захочемъ опредѣлить, что такое знать. А между тѣмъ, Ѳеэтитъ, наша бесѣда давно уже полна неправильностей. Тысячу разъ мы употребляли выраженія: "познакомились", "не познакомились", "знаемъ", "не знаемъ", какъ будто мы понимаемъ дрз'гъ друга, когда самого-то знанія еще не знаемъ. Если угодно, то даже въ нослѣдвей фразѣ опять у насъ появились слова: "понимаемъ", "не знаемъ", какъ будто мы на это имѣемъ право, когда не открыто еще само знаніе“.

— Такъ гдѣ же мы, Сократъ, найдемъ способъ для собесѣдованія, если придется воздерживаться отъ этихъ словъ?

"Нигдѣ, Ѳеэтитъ, пока я буду такимъ, каковъ я есть. Будь я мастеръ спорить, и будь такой человѣкъ здѣсь, то онъ совсѣмъ запретилъ бы употреблять такія слова и сильно бы теперь нападалъ на меня за мое разсужденіе. Но такъ какъ мы люди неумѣлые, то не хочешь ли, я рѣшусь на то смѣлое дѣло, о которомъ выше упомянулъ, и разъясню, что такое знать. Казалось бы, что это будетъ для насъ полезно “.

— Объясняй; хотя... употреблять это слово безъ дальнѣйшаго разъясненія для насъ съ тобою весьма простительно.


Тот же текст в современной орфографии

— Труден выбор, Сократ.

"По-видимому, ни того, ни другого не допускает здравый смысл. А всё-таки, — уж надобно испробовать всё, — не решиться ли нам на некоторое смелое дело?".

— На какое?

"На такое, кто позволим себе определить, что такое знать".

— Чем это будет смелое дело?

" Видно, ты и не думаешь о том, что ведь всё наше рассуждение, с самого начала, было и есть искание знания, так как о нём именно неизвестно, что оно такое".

— Да, это я имею постоянно в виду.

"В таком случае, не смело ли это будет, когда при неизвестности того, что такое знание, мы захочем определить, что такое знать. А между тем, Феэтит, наша беседа давно уже полна неправильностей. Тысячу раз мы употребляли выражения: "познакомились", "не познакомились", "знаем", "не знаем", как будто мы понимаем дрз'г друга, когда самого-то знания еще не знаем. Если угодно, то даже в носледвей фразе опять у нас появились слова: "понимаем", "не знаем", как будто мы на это имеем право, когда не открыто еще само знание“.

— Так где же мы, Сократ, найдем способ для собеседования, если придется воздерживаться от этих слов?

"Нигде, Феэтит, пока я буду таким, каков я есть. Будь я мастер спорить, и будь такой человек здесь, то он совсем запретил бы употреблять такие слова и сильно бы теперь нападал на меня за мое рассуждение. Но так как мы люди неумелые, то не хочешь ли, я решусь на то смелое дело, о котором выше упомянул, и разъясню, что такое знать. Казалось бы, что это будет для нас полезно “.

— Объясняй; хотя... употреблять это слово без дальнейшего разъяснения для нас с тобою весьма простительно.