Страница:Тимей и Критий (Платон, Малеванский).pdf/158

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
153

образовавъ изъ многихъ частей своихъ одно тѣло подобное роду, одержавшему надъ ними побѣду, не останутся въ немъ въ качествѣ его новой части *)· Не подлежитъ сомнѣнію, что вслѣдствіе этихъ превращеній всѣ тѣла и мѣста свои перемѣняютъ, потому что массы каждаго отдѣльнаго рода (тѣлъ), благодаря (непрерывному) движенію мѣстили-ща (то есть матеріи, р. 52 Е), распредѣляются ио своимъ

основанія для двухъ пирамидъ; значитъ, одно тѣло воздуха даетъ два тѣла воды. Наоборотъ, поелику 4X2=8, то два тѣла огня могутъ соединиться въ одно тѣло воздуха, а такъ какъ 8χ24-/*=:20, то два съ половиною тѣла воздуха, раздѣленныя по своимъ основаніямъ, могутъ составить одно тѣло воды.

() Превращеніе тѣлъ однихъ въ другія, по мнѣнію Платона, имѣетъ мѣсто только въ случаяхъ встрѣчи и борьбы различныхъ родовъ, и совершается путемъ ассимилированія себѣ тѣлами болѣе сильными тѣлъ слабѣйшихъ. Въ этомъ ассимилированіи Платонъ, какъ кажется, различаетъ три процесса: раздѣленіе цѣлой массы на свои корпускулы, раздѣленіе каждой корпускулы на свои составные элементы, и соединеніе этихъ элементовъ въ корпускулы новаго побѣдившаго рода. Когда какимъ нибудь изъ родовъ побѣждается земля, то она претерпѣваетъ только два первыя измѣненія, но никогда — третьяго. Тѣла меньшія имѣютъ иа своей сторонѣ преимущество во второмъ процессѣ, такъ какъ они — самыя острыя и самыя способныя разсѣкать массы большихъ тѣлъ. Когда пирамиды огня иди октаэдры воздуха одолѣваются численнымъ превосходствомъ другихъ поліэдровъ, то они постепенно теряютъ свои острыя Формы, свою сущность, и обращаются огонь въ воздухъ, а воздухъ — въ воду. Наоборотъ, когда вода подвергается сильному дѣйствію огня, то разрѣшаясь на свои составныя элементы, обращается въ воздухъ, а воздухъ — въ огонь· Но когда два какіе либо рода вступаютъ въ борьбу съ равными почти силами иди массами, тогда имѣетъ мѣсто главнымъ образомъ второй процессъ — раздѣленіе массъ на корпускулы, которыя съ обѣихъ сторонъ выступаютъ на бой, образуя какъ бы два противоположные лагеря. Исходъ этой борьбы для слабѣйшихъ корпускулъ бываетъ двоякій: или онѣ совершенно отражаются и прогоняются сильнѣйшими н затѣмъ возвращаются въ свой лагерь къ сроднымъ массамъ, или попадаютъ въ плѣнъ въ инороднымъ побѣдительницамъ и ассимилируются съ ними.


Тот же текст в современной орфографии

образовав из многих частей своих одно тело подобное роду, одержавшему над ними победу, не останутся в нём в качестве его новой части *)· Не подлежит сомнению, что вследствие этих превращений все тела и места свои переменяют, потому что массы каждого отдельного рода (тел), благодаря (непрерывному) движению местили-ща (то есть материи, р. 52 Е), распределяются ио своим

основания для двух пирамид; значит, одно тело воздуха дает два тела воды. Наоборот, поелику 4X2=8, то два тела огня могут соединиться в одно тело воздуха, а так как 8χ24-/*=:20, то два с половиною тела воздуха, разделенные по своим основаниям, могут составить одно тело воды.

() Превращение тел одних в другие, по мнению Платона, имеет место только в случаях встречи и борьбы различных родов, и совершается путем ассимилирования себе телами более сильными тел слабейших. В этом ассимилировании Платон, как кажется, различает три процесса: разделение целой массы на свои корпускулы, разделение каждой корпускулы на свои составные элементы, и соединение этих элементов в корпускулы нового победившего рода. Когда каким нибудь из родов побеждается земля, то она претерпевает только два первые изменения, но никогда — третьего. Тела меньшие имеют иа своей стороне преимущество во втором процессе, так как они — самые острые и самые способные рассекать массы больших тел. Когда пирамиды огня иди октаэдры воздуха одолеваются численным превосходством других полиэдров, то они постепенно теряют свои острые Формы, свою сущность, и обращаются огонь в воздух, а воздух — в воду. Наоборот, когда вода подвергается сильному действию огня, то разрешаясь на свои составные элементы, обращается в воздух, а воздух — в огонь· Но когда два какие либо рода вступают в борьбу с равными почти силами иди массами, тогда имеет место главным образом второй процесс — разделение масс на корпускулы, которые с обеих сторон выступают на бой, образуя как бы два противоположные лагеря. Исход этой борьбы для слабейших корпускул бывает двоякий: или они совершенно отражаются и прогоняются сильнейшими н затем возвращаются в свой лагерь к сродным массам, или попадают в плен в инородным победительницам и ассимилируются с ними.