Страница:Утопия (Мор-Малеин, 1935).pdf/102

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


фия[1] не лишена приятности; но в советах государей, где обсуждаются дела важные и с полным авторитетом, для этого нет места“. — „Это, — возразил он, — то самое, что я говорил: у государей нет места для философии“. — „Да, — отвечаю я, — для той схоластической, которая считает, что ей подходит все и везде. Но есть и другая философия, более житейская, которая знает свою сцену действия и, приспособляясь к ней, в той пьесе, которая у нее в руках, выдерживает свою роль стройно и благопристойно. Вот ее-то тебе и надо применять. Иначе допустим, что играют какую-нибудь пьесу Плавта[2], где жалкие рабы[3] говорят вздор друг с другом, а ты вдруг выйдешь в философском одеянии на сцену впереди всех и начнешь декламировать из „Октавии“[4] то место, где Сенека рассуждает с Нероном; разве не лучше будет изобразить лицо без речей, чем, декламируя неподходящее, устраивать подобную трагикомедию? Действительно, ты испортишь и исказишь данную пьесу, припутывая к ней противоположный материал, даже и в том случае, если твои прибавки будут лучше оригинала. Играй возможно лучше ту пьесу, которая у тебя под рукою, и не приводи ее в совершенный беспорядок тем, что тебе приходит на память из другой, хотя бы и более изящной.

Так обстоит дело в государстве, так и на совещаниях у государей. Если нельзя вырвать с корнем превратные мнения, если ты по своему искреннему убеждению не в силах излечить прочно вошедшие в житейский обиход пороки, то из-за этого не следует покидать го-

  1. Схоластикой называлась средневековая философия, отличавшаяся крайней отвлеченностью и формализмом и представлявшая собой „служанку теологии“. В качестве гуманиста Мор не мог не относиться к ней отрицательно. В данном контексте, повидимому, подчеркивается непригодность ее к жизни.
  2. Плавт, Тит Макций (ок. 254—184 до н. э.) — римский комедийный писатель.
  3. Рабы играли большую роль в античной комедии.
  4. „Октавия“ — трагедия, приписываемая римскому писателю и философу Сенеке, но ему не принадлежащая. Октавия — имя жены римского императора Нерона, им отвергнутой. Может быть, здесь имеется в виду следующий диалог во втором акте трагедии: „Нерон. Ленивцу свойственно не знать, что ему можно.—Сенека. Похвально делать то, что пристойно, а не то, что можно.—Нерон. Толпа топчет лежащего.—Сенека. Она же задавит ненавистного“.