Страница:Утопия (Мор-Малеин, 1935).pdf/153

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ними, то далеко уступают изобретениям новых диалектиков. Именно, они не изобрели хотя бы одного правила из тех остроумных выдумок, которые здесь повсюду изучают дети в так называемой „Малой логике“[1], об ограничениях, расширениях и подстановлениях[2]. Далее, так называемые „вторые интенции“[3] не только не подвергались у утопийцев достаточному обследованию, но никто из них не мог видеть так называемого „самого человека вообще“[4], хотя, как вы знаете, это существо вполне колоссальное, больше любого гиганта, и мы даже пальцем на него можем показать. Зато утопийцы очень сведущи в течении светил и движении небесных тел. Мало того, они остроумно изобрели приборы различных форм, при помощи которых весьма точно уловляют движения и положение солнца, луны, а равно и прочих светил, видимых на их горизонте. Но они даже и во сне не грезят о содружествах и раздорах блуждающих светил[5] и о всем вздоре гадания по звездам. По некоторым приметам, полученным путем продолжительного опыта, они предсказывают дожди, ветры и прочие изменения погоды. Что же касается причин всего этого, приливов морей, солености их воды и вообще происхождения и природной сущности неба и мира, то они рассуждают об этом точно так же, как наши старые философы; отчасти же, как те расходятся друг с другом, так и утопийцы, приводя новые причины объяснения явлений, спорят друг с другом, не приходя, однако, во всем к согласию.

В том отделе философии[6], где речь идет

  1. „Малая логика“ — разумеется бездарный схоластический учебник XIII века, составленный Петром Испанцем (Шпангейм). Так как автор стал впоследствии папой, книжка получила широкую известность. „Малой“ она названа была за свой небольшой объем, но сам Мор шутливо объяснял в одном письме это ее заглавие тем, что в ней „мало логики“.
  2. ограничениях, расширениях и подстановлениях — в оригинале: de restrictionibus, amplificationibus ac suppositionibus — термины схоластической логики. Содержание соответствующих глав „Малой логики“ Петра Испанца имеется в статье проф. Владиславлева „Схоластическая логика“ („Журнал министерства народного просвещения“, 1872, VIII, 234): „Ограничение есть уменьшение объема значения термина через присоединение ограничивающего прилагательного: например, „белый человек бежит“, прилагательное „белый“ ограничивает значение слова „человек“. Расширение есть распространение термина: например, „человек может быть антихристом“. Расширение производится или с помощью глагола — „может“, или имени прилагательного — „возможно“, может простираться на понятие или на время (например, „человек необходимо есть животное“)“. „Подстановление может быть общее и определенное. Общее производится с помощью общего термина (например, „человек“), частное — чрез определенный термин („Сократ — этот человек“). В свою очередь, общее разделяется на природное и случайное…“ и т. д.
  3. В оригинале: secundas intentiones — вторые устремления. Это также термин схоластической логики. Первое „устремление“ разума в отношении к внешним предметам различает последние в их чистой индивидуальности, каковы они на самом деле, и обозначает получаемое от них непосредственное впечатление; второе „устремление“ обозначает те же предметы с той точки зрения, как их следует понимать, особенно в применении к „родам“ и „видам“ (genus et species).
  4. самого человека вообще — т. е. абстрактное понятие человека, а не отдельную, индивидуальную личность.
  5. содружества и раздоры блуждающих светил — термины астрологии, т. е. искусства гадания по звездам, очень распространенной во времена Мора. Вместе с немногими передовыми людьми той эпохи Мор строго отличал астрономию от астрологии. Относясь с уважением к первой, он издевался над второй. В одной из своих эпиграмм он высмеивает астролога, который все может угадать по звездам, кроме тех случаев, когда жена наставляет ему рога.
  6. Подразумевается так называемая этика.