Страница:Утопия (Мор-Малеин, 1935).pdf/206

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


получить сан священника без посылки к ним епископа. И, повидимому, они склонялись к избранию, но, когда я уезжал, никого еще не выбрали. Даже и те, кто не согласен с христианской религией, все же никого не отпугивают от нее, не нападают ни на одного ее приверженца. Только одно лицо из нашей среды подверглось в моем присутствии наказанию по этому поводу. Это лицо, недавно принявшее крещение, стало, с большим усердием, чем благоразумием, публично рассуждать о поклонении Христу, хотя мы советовали ему не делать этого. При таких беседах он стал увлекаться до того, что не только предпочитал наши святыни прочим, но подвергал беспрестанному осуждению все остальные; громко кричал, что все они языческие, поклонники их — нечестивцы и святотатцы и должны быть наказаны вечным огнем. Он долгое время рассуждал на эту тему, но был арестован и подвергнут суду и осуждению как виновный не в презрении к религии, а в возбуждении смуты в народе. По осуждении он был приговорен к изгнанию. Именно, среди древнейших[1] законов утопийцев имеется такой, что никому его религия не ставится в вину[2].

Действительно, Утоп с самого начала узнал, что до его прибытия туземцы вели между собою постоянную религиозную борьбу; вместе с тем он заметил, что при общем раздоре каждая секта боролась за отечество врозницу, и это обстоятельство дало ему возможность без труда победить всех. Поэтому, одержав победу, он прежде всего узаконил, что каждому позволяется принадлежать к той религии, какая ему

  1. древнейших — в оригинале: antiquissima; некоторые комментаторы понимают это слово как „важнейших“, однако это не вяжется с дальнейшими словами — „с самого начала“ (inde ab initio).
  2. в вину — в оригинале: fraudi. Таким образом, Мор является сторонником самой широкой веротерпимости.