Страница:Франциск Скорина его переводы, печатные издания и язык.pdf/47

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

и понесенныя на службѣ издержки[1]. Въ 1534 году король Сигизмундъ I грамотой своей жалуетъ «хлѣбъ духовный митрополію кіевскую и галицкую и всея Руси» Макарію, епископу луцкому и острожскому, по его «челомбитью», при жизни митрополита Іосифа, и по ходатайствамъ за Макарія королевы Боны, виленскаго воеводы Ольбрахта Гаштольда, и др. Луцкую каѳедру, съ которой Макарій поступилъ на митрополію, онъ также выпросилъ себѣ у короля въ 1528 году, будучи епископомъ пинскимъ; а до поступленія въ монашество онъ былъ женатъ и имѣлъ дѣтей[2]. Въ 1551 году, за пять лѣтъ до смерти митрополита Макарія, король Сигизмундъ Августъ заранѣе назначилъ ему преемникомъ виленскаго скарбника и ключника Стефана Андреевича Белькевича въ награду за его «верные, пильные, николи неомешканые, цнотливые службы». Этотъ панъ Стефанъ Белькевичъ, впослѣдствіи митрополитъ Сильвестръ, человѣкъ необразованный, едва умѣвшій читать, былъ настоятелемъ виленскаго Троицкаго монастыря и даже «нареченнымъ митрополитомъ», оставаясь въ свѣтскомъ званіи[3]. И это было въ то время, когда въ Литвѣ съ особенной силой развивалось протестантское броженіе…

Монастыри юго-западной Россіи въ разсматриваемое время, во главѣ которыхъ стоятъ игумены, подобно владыкамъ достигшіе сана происками и подкупами, представляютъ полное забвеніе лучшихъ преданій древне-русскаго отшельничества. Нечего и говорить о томъ, что они почти ничего не даютъ для духовнаго

  1. Митр. Макарій: Исторія Русск. Церкви, т. IX, стр. 193. Акты Ю. и 3. Р., т. II, № 105.
  2. Акты Зап. Рос., т. II, № 151. Архивъ юго-западной Россіи, ч. I, т. VI (1883), стр. 41; митр. Макарій: Исторія Русск. Церкви, т. IX, стр. 234. Ср. о женѣ полоцкаго епископа Луки. Чистовичъ: Очеркъ исторіи западно-русской церкви. Спб., 1882, I, стр. 153.
  3. Митр. Макарій: Исторія Русск. Церкви, т. IX, стр. 329—330.
Тот же текст в современной орфографии

и понесенные на службе издержки[1]. В 1534 году король Сигизмунд I грамотой своей жалует «хлеб духовный митрополию киевскую и галицкую и всея Руси» Макарию, епископу луцкому и острожскому, по его «челомбитью», при жизни митрополита Иосифа, и по ходатайствам за Макария королевы Боны, виленского воеводы Ольбрахта Гаштольда, и др. Луцкую кафедру, с которой Макарий поступил на митрополию, он также выпросил себе у короля в 1528 году, будучи епископом пинским; а до поступления в монашество он был женат и имел детей[2]. В 1551 году, за пять лет до смерти митрополита Макария, король Сигизмунд Август заранее назначил ему преемником виленского скарбника и ключника Стефана Андреевича Белькевича в награду за его «верные, пильные, николи неомешканые, цнотливые службы». Этот пан Стефан Белькевич, впоследствии митрополит Сильвестр, человек необразованный, едва умевший читать, был настоятелем виленского Троицкого монастыря и даже «нареченным митрополитом», оставаясь в светском звании[3]. И это было в то время, когда в Литве с особенной силой развивалось протестантское брожение…

Монастыри юго-западной России в рассматриваемое время, во главе которых стоят игумены, подобно владыкам достигшие сана происками и подкупами, представляют полное забвение лучших преданий древне-русского отшельничества. Нечего и говорить о том, что они почти ничего не дают для духовного

  1. Митр. Макарий: История Русск. Церкви, т. IX, стр. 193. Акты Ю. и 3. Р., т. II, № 105.
  2. Акты Зап. Рос., т. II, № 151. Архив юго-западной России, ч. I, т. VI (1883), стр. 41; митр. Макарий: История Русск. Церкви, т. IX, стр. 234. Ср. о жене полоцкого епископа Луки. Чистович: Очерк истории западно-русской церкви. Спб., 1882, I, стр. 153.
  3. Митр. Макарий: История Русск. Церкви, т. IX, стр. 329—330.