Страница:Франциск Скорина его переводы, печатные издания и язык.pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

нію, мы ничего не знаемъ о родителяхъ Скорины. Акты XVI вѣка называютъ только брата Франциска Скорины, съ его сыновьями и зятьями[1]. Братъ доктора, Иванъ Скорыничъ, владѣлъ въ Полоцкѣ недвижимымъ родовымъ имуществомъ, въ которомъ, по указанію одного изъ его родственниковъ, въ 1535 году, была часть и доктора Франциска Скорины. Судное дѣло Ивана Скорынича, причинившее, послѣ его смерти, не мало безпокойствъ доктору Скоринѣ, возникло вслѣдствіе долга Ивана Скорины въ 22 копы грошей — суммы довольно значительной. Въ 1552 году, въ ревизіи воеводства Полоцкаго, упоминается Еско Скорина, за землю котораго 21 человѣкъ мѣщанъ платятъ 2 копы 17 грошей[2]. Кромѣ свидѣтельства о состоятельности полоцкихъ Скоринъ, акты XVI вѣка указываютъ на ихъ отношенія съ нѣмцами и съ Вильной. Иванъ Скорыничъ имѣлъ какія-то торговыя дѣла въ Ригѣ, гдѣ и занялъ у виленскаго мѣщанина Петра Соколовскаго 22 копы грошей, а сынъ Ивана Скорины — Романъ, по выраженію акта XVI вѣка, «служилъ въ нѣмцахъ». Иванъ Скорыничъ, владѣя недвижимымъ имуществомъ въ Полоцкѣ (дворище въ замку Полоцкомъ) былъ въ то же время «мѣщаниномъ виленскимъ». Виленскимъ же мѣщаниномъ называется и сынъ его Романъ[3].

Эти отношенія полоцкихъ Скоринъ къ Вильнѣ имѣютъ особенное значеніе въ жизни и дѣятельности Франциска Скорины.

    сколько примѣровъ. Извѣстный князь Острожскій постоянно назывался Константинъ, а въ предисловіи къ Острожской библіи указывается еще его имя «въ крещеніи Василій». Въ актахъ XV—XVI вѣковъ мы встрѣтили — «князь корецкій Богушъ, во св. крещеніи Евфимій». См. еще Вилен. Археогр. Сборн., т. V, № 3 (1530 года) православный Богухвалъ (?) Дмитровичъ.

  1. У брата доктора, Ивана, сынъ Романъ, дочери — одна за Михномъ Овсянниковымъ, другая за Еско Степановичемъ (ср. Скорыничъ).
  2. Scriptores rerum Polonicarum, т. V, стр. 184.
  3. См. вышеназванное изданіе Круповича.
Тот же текст в современной орфографии

нию, мы ничего не знаем о родителях Скорины. Акты XVI века называют только брата Франциска Скорины, с его сыновьями и зятьями[1]. Брат доктора, Иван Скорынич, владел в Полоцке недвижимым родовым имуществом, в котором, по указанию одного из его родственников, в 1535 году, была часть и доктора Франциска Скорины. Судное дело Ивана Скорынича, причинившее, после его смерти, не мало беспокойств доктору Скорине, возникло вследствие долга Ивана Скорины в 22 копы грошей — суммы довольно значительной. В 1552 году, в ревизии воеводства Полоцкого, упоминается Еско Скорина, за землю которого 21 человек мещан платят 2 копы 17 грошей[2]. Кроме свидетельства о состоятельности полоцких Скорин, акты XVI века указывают на их отношения с немцами и с Вильной. Иван Скорынич имел какие-то торговые дела в Риге, где и занял у виленского мещанина Петра Соколовского 22 копы грошей, а сын Ивана Скорины — Роман, по выражению акта XVI века, «служил в немцах». Иван Скорынич, владея недвижимым имуществом в Полоцке (дворище в замку Полоцком) был в то же время «мещанином виленским». Виленским же мещанином называется и сын его Роман[3].

Эти отношения полоцких Скорин к Вильне имеют особенное значение в жизни и деятельности Франциска Скорины.

    сколько примеров. Известный князь Острожский постоянно назывался Константин, а в предисловии к Острожской библии указывается еще его имя «в крещении Василий». В актах XV—XVI веков мы встретили — «князь корецкий Богуш, во св. крещении Евфимий». См. еще Вилен. Археогр. Сборн., т. V, № 3 (1530 года) православный Богухвал (?) Дмитрович.

  1. У брата доктора, Ивана, сын Роман, дочери — одна за Михном Овсянниковым, другая за Еско Степановичем (ср. Скорынич).
  2. Scriptores rerum Polonicarum, т. V, стр. 184.
  3. См. вышеназванное издание Круповича.