Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/195

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


представляетъ много явленій, которыхъ мы не замѣчаемъ у животныхъ; но, разбирая подобнаго рода явленія, мы должны отличать содержаніе ихъ отъ формы. Содержаніе памяти можетъ быть чисто человѣческое, чуждое животному міру; но форма, носительница этого содержанія, обща и человѣку, и животнымъ. И люди помнятъ не одно и то же, и у людей содержаніе памяти будетъ чрезвычайно разнообразно; но, тѣмъ не менѣе, должно прежде всего изучать общіе законы явленій, не принимая въ разсмотрѣніе различія ихъ содержаній.

2. Животная или душевная способность памяти (въ отличіе отъ памяти духовной) представляетъ два элемента. Наблюдая какой бы ни было актъ памяти, мы непремѣнно замѣтимъ въ немъ элементъ сознательный: мы сознаемъ то, что вспоминаемъ, — и элементъ безсознательный: мы не сознаемъ того, что сохраняется въ нашей памяти. Замѣтивъ эту двойственность въ каждомъ актѣ памяти, мы естественно приписываемъ безсознательный элементъ этого акта безсознательному существу — тѣлу, или, опредѣленнѣе, нервному организму. Приписывая весь актъ памяти нервной системѣ, какъ дѣлаютъ это иные физіологи или психологи матеріалистическаго направленія, мы сдѣлали бы ошибку, противоположную той, которую дѣлаютъ психологи-идеалисты, какъ, напр., Гегель, Розенкранцъ, Эрдманъ, Фихте-младшій и другіе, приписывая духу весь актъ памяти, со всѣми его случайными, рефлективными особенностями. Должно отдать тѣлу все, что принадлежитъ тѣлу, а душѣ все, что принадлежитъ душѣ. Можетъ быть, намъ удастся при такомъ образѣ дѣйствій, если не рѣшить окончательно вопроса о памяти, составляющаго, по справедливому замѣчанію Германа Фихте, «пробный камень» каждой психологической системы[1], то, по крайней мѣрѣ, выставить ясно, что въ немъ можетъ считаться рѣшенымъ и что остается въ немъ нерѣшенаго. Постановка яснаго вопроса есть уже выигрышъ для науки, и мы вездѣ предпочитаемъ ясный вопросъ неясному отвѣту. Само собою разумѣется, что въ этой главѣ можетъ быть развита только одна сторона этого вопроса: участіе нервной системы въ актѣ памяти, память нервная, если можно такъ выразиться. Память душевная и память духовная, принадлежащая только человѣку, память развитія, будутъ анализированы нами въ психологической части нашего труда.

  1. Psychologie von Herman Fichte, 1864. Th. I. S. 423. «Вопросъ о томъ, что дѣлается съ представленіями, вышедшими изъ сознанія, и какъ они внѣ его продолжаютъ существовать, такъ же старъ, какъ самая психологія, и можетъ считаться ея основной проблемой и ея пробнымъ камнемъ».