Страница:Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск (Старокадомский 1916).pdf/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


мому, до юго-западной оконечности Земли (около 77°50′ с. ш. и 99° вост. д. отъ Гр.) и повернулъ обратно, дѣлая опись берега. Вблизи берега замѣчены 4 маленькихъ островка. [Рис. 7]. «Вайгачъ» прошелъ также мимо западной оконечности о. Цесаревича Алексѣя, опись котораго съ этой стороны въ предыдущемъ году была невозможна, а также нанесъ на карту западный берегъ острова, лежащаго между о. Цесаревича Алексѣя и Землею Императора Николая II.

Этотъ островъ былъ открытъ къ 1913 г. авторомъ этого очерка, во время предпринятой имъ, въ сопровожденіи 2 нижнихъ чиновъ, большой экскурсіи по острову Цесаревича Алексѣя, но точное его положеніе съ берега этого острова не могло быть тогда опредѣлено, подойти же къ нему съ моря не представлялось возможнымъ. Островъ этотъ нѣсколько болѣе высокій, чѣмъ низменный о. Цесаревича Алексѣя, находится къ N отъ западной оконечности послѣдняго, лежитъ ближе къ нему, чѣмъ къ Землѣ Императора Николая II, тянется по параллели миль на 6. По предположенію Начальника экспедиціи, островъ будетъ названъ по фамиліи замѣтившаго его впервые.

Покончивъ съ описью, «Вайгачъ» сталъ на якорь подъ берегомъ, въ ожиданіи прихода «Таймыра». Между тѣмъ, неширокая полоса свободной воды, гдѣ, не видя выхода, стоялъ «Таймыръ», стала забиваться мелкимъ льдомъ, транспортъ сжало, такъ что онъ потерялъ возможность управляться, а вскорѣ сорвало съ ледяныхъ якорей. Когда ледъ разрѣдился нѣсколько, удалось пройти миль пять на NNW, но затѣмъ корабль снова сдавило льдомъ. Лопнулъ штуртросъ. Изъ за постоянной пасмурности и часто надвигавшагося тумана — порою со снѣгомъ — горизонтъ очень плохой. [Рис. 8]. Днемъ пробивались между ледяными полями къ N, но вечеромъ путь преградило большое поле, ломать которое пытались, но изъ попытки ничего не вышло. Во время дрейфа со льдомъ, подымали метеорографъ на змѣяхъ, изслѣдовали воду, полученную изъ старой многолѣтней льдины; удѣльный вѣсъ этой воды оказался всего 1.0009, такъ какъ въ лѣтніе мѣсяцы изъ льда, и безъ того во много разъ менѣе соленаго,

Тот же текст в современной орфографии

мому, до юго-западной оконечности Земли (около 77°50′ с. ш. и 99° вост. д. от Гр.) и повернул обратно, делая опись берега. Вблизи берега замечены 4 маленьких островка (рис. 7). «Вайгач» прошел также мимо западной оконечности о. Цесаревича Алексея, опись которого с этой стороны в предыдущем году была невозможна, а также нанес на карту западный берег острова, лежащего между о. Цесаревича Алексея и Землею Императора Николая II.

Этот остров был открыт к 1913 г. автором этого очерка во время предпринятой им в сопровождении двух нижних чинов большой экскурсии по острову Цесаревича Алексея, но точное его положение с берега этого острова не могло быть тогда определено, подойти же к нему с моря не представлялось возможным. Остров этот несколько более высокий, чем низменный о. Цесаревича Алексея, находится к N от западной оконечности последнего, лежит ближе к нему, чем к Земле Императора Николая II, тянется по параллели миль на шесть. По предположению начальника экспедиции, остров будет назван по фамилии заметившего его впервые.

Покончив с описью, «Вайгач» стал на якорь под берегом в ожидании прихода «Таймыра». Между тем неширокая полоса свободной воды, где, не видя выхода, стоял «Таймыр», стала забиваться мелким льдом, транспорт сжало, так что он потерял возможность управляться, а вскоре сорвало с ледяных якорей. Когда лед разредился несколько, удалось пройти миль пять на NNW, но затем корабль снова сдавило льдом. Лопнул штуртрос. Из-за постоянной пасмурности и часто надвигавшегося тумана — порою со снегом — горизонт очень плохой (рис. 8). Днем пробивались между ледяными полями к N, но вечером путь преградило большое поле, ломать которое пытались, но из попытки ничего не вышло. Во время дрейфа со льдом подымали метеорограф на змеях, исследовали воду, полученную из старой многолетней льдины; удельный вес этой воды оказался всего 1.0009, так как в летние месяцы из льда, и без того во много раз менее соленого,