Страница:Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск (Старокадомский 1916).pdf/58

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


бенно борьба, обкладываніе толстымъ слоемъ бортовъ корабля въ мѣстахъ жилыхъ помѣщеній — занимали время, положенное для пользованія свѣжимъ воздухомъ.

Преимущественно съ тою же цѣлью были организованы правильныя занятія по общеобразовательнымъ предметамъ съ командой, разбитой для этого на группы.

Занятія велись въ утренніе и дневные часы, уроки были распредѣлены между всѣми офицерами; преподавались русскій языкъ, ариѳметика, геометрія, физика, географія, исторія, для немногихъ, пожелавшихъ ознакомиться съ иностранными языками, также — нѣмецкій и французскій языки. Кромѣ того, съ разнаго рода спеціалистами велись особыя занятія по ихъ спеціальности.

Въ праздничные и воскресные дни читались 1½—2 часовыя лекціи популярно-научнаго характера или велосъ чтеніе литературныхъ произведеній.

Благодаря такимъ мѣропріятіямъ, не было времени для бездѣлья и празднаго пребыванія въ меланхолическомъ созерцаніи своей унылой участи, всѣ часы дня были такъ или иначе заполнены и дни проходили незамѣтно, сокращая остатокъ полярной ночи.

Было бы ошибочно предполагать, что сплошной мракъ царилъ во время этой длинной ночи. Три раза луна по 9—10 сутокъ кряду не сходила съ небосклона (см. въ прилож. Лунный календарь); правда были, съ другой стороны, ряды дней, когда это свѣтило вовсе не поднималось надъ горизонтомъ, но оставались сѣверныя сіянія, которыя никогда не достигаютъ яркости луннаго свѣта, но все же разрѣжаютъ тьму. Во всякомъ случаѣ, темнота, напр., не мѣшала лейтенанту Н. И. Евгенову поднимать змѣи съ метеорографами для наблюденія высокихъ слоевъ атмосферы.

За то бывали дни, когда въ самый полдень на снѣгу видны буквально только свои ноги, все остальное сливалось въ мутную бѣлесоватую, но темную пелену, тогда нельзя уходить отъ корабля дальше разстоянія, на которомъ еще хорошо слышенъ говоръ вышедшихъ на прогулку и толпящихся у борта людей; да и трудно ходить въ такой темнотѣ: ноги

Тот же текст в современной орфографии

бенно борьба, обкладывание толстым слоем бортов корабля в местах жилых помещений — занимали время, положенное для пользования свежим воздухом.

Преимущественно с тою же целью были организованы правильные занятия по общеобразовательным предметам с командой, разбитой для этого на группы.

Занятия велись в утренние и дневные часы, уроки были распределены между всеми офицерами; преподавались русский язык, арифметика, геометрия, физика, география, история, для немногих, пожелавших ознакомиться с иностранными языками, также — немецкий и французский языки. Кроме того, с разного рода специалистами велись особые занятия по их специальности.

В праздничные и воскресные дни читались 1½—2 часовые лекции популярно-научного характера или велось чтение литературных произведений.

Благодаря таким мероприятиям не было времени для безделья и праздного пребывания в меланхолическом созерцании своей унылой участи, все часы дня были так или иначе заполнены и дни проходили незаметно, сокращая остаток полярной ночи.

Было бы ошибочно предполагать, что сплошной мрак царил во время этой длинной ночи. Три раза луна по 9—10 суток кряду не сходила с небосклона (см. в прилож. Лунный календарь); правда, были, с другой стороны, ряды дней, когда это светило вовсе не поднималось над горизонтом, но оставались северные сияния, которые никогда не достигают яркости лунного света, но все же разрежают тьму. Во всяком случае, темнота, например, не мешала лейтенанту Н. И. Евгенову поднимать змеи с метеорографами для наблюдения высоких слоев атмосферы.

Зато бывали дни, когда в самый полдень на снегу видны буквально только свои ноги, все остальное сливалось в мутную белесоватую, но темную пелену, тогда нельзя уходить от корабля дальше расстояния, на котором еще хорошо слышен говор вышедших на прогулку и толпящихся у борта людей; да и трудно ходить в такой темноте: ноги