Страница:Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск (Старокадомский 1916).pdf/72

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


шелъ на «Таймыръ» и предполагаетъ, при благопріятной погодѣ и дорогѣ, сдѣлать переходъ въ 8—9 дней. Но лишь 29-го апрѣля увидѣли съ корабля три нарты и людей, идущихъ отъ полуострова Короля Оскара, и вышли встрѣчать славнаго путешественника.

Оказалось, что Свердрупъ задержался въ пути изъ-за спѣшной болѣзни глазъ двухъ изъ своихъ спутниковъ, благодаря чему всѣ должны были лежать въ палаткѣ трое сутокъ.

Бодрый и крѣпкій 63-лѣтній старикъ, О. Свердрупъ, прожившій на «Таймырѣ» до 6-го мая, произвелъ на всѣхъ самое хорошее впечатлѣніе своимъ спокойствіемъ, тихой, но увѣренной рѣчью, своею мягкой, доброй улыбкой и совершенною простотою въ обращеніи. Съ особымъ удовольствіемъ поэтому праздновали для Свердрупа и его норвежцевъ самый торжественный для Норвегіи день въ году — 4-го/17-го мая. Норвежскіе флаги, гимнъ, парадный обѣдъ, для котораго забыли свой обычный нарядъ, на время вообразили себя внутри Россіи и нарядились по-майски — въ бѣлые кителя, хотя на открытомъ воздухѣ было 10° ниже нуля, все это, видимо, растрогало стараго капитана, которому экспедиція была такъ много обязана.

Въ полдень 6-го мая, при 8° мороза, отравились въ свой далекій путь уходившіе на «Экликсъ» команды и норвежцы. Съ главной провожающей партіей пошелъ Начальникъ экспедиціи, Б. А. Вилькицкій; эта партія имѣла запасы провизіи на 3 дня для всѣхъ и на 9—10 дней для себя. Эта партія, разставшись съ уходящими на «Эклипсъ», предполагала обслѣдовать устье рѣки Таймыра, положеніе котораго неправильно показалъ Миддендорфъ и недостаточно исправилъ баронъ Толль.

На другой день, когда лагерь на мѣстѣ первой ночевки ушедшихъ партій былъ отлично виденъ съ «Таймыра», поднялся снѣжный штормъ, отъ S, съ порывами вѣтра, достигавшими силы 26—28 метровъ въ секунду. Намело груды снѣга: вѣтеръ и метель продолжалась весь слѣдующій день 8-го мая, зато потеплѣло до −3°,8.

9-го мая пришедшій на «Таймыръ», съ отправлявшейся на «Эклипсъ» партіей, командиръ «Вайгача», я и два матроса

Тот же текст в современной орфографии

шел на «Таймыр» и предполагает при благоприятной погоде и дороге сделать переход в 8—9 дней. Но лишь 29 апреля увидели с корабля три нарты и людей, идущих от полуострова Короля Оскара, и вышли встречать славного путешественника.

Оказалось, что Свердруп задержался в пути из-за спешной болезни глаз двух из своих спутников, благодаря чему все должны были лежать в палатке трое суток.

Бодрый и крепкий шестидесятитрехлетний старик, О. Свердруп, проживший на «Таймыре» до 6 мая, произвел на всех самое хорошее впечатление своим спокойствием, тихой, но уверенной речью, своею мягкой, доброй улыбкой и совершенною простотою в обращении. С особым удовольствием поэтому праздновали для Свердрупа и его норвежцев самый торжественный для Норвегии день в году — 4/17 мая. Норвежские флаги, гимн, парадный обед, для которого забыли свой обычный наряд, на время вообразили себя внутри России и нарядились по-майски — в белые кителя, хотя на открытом воздухе было 10° ниже нуля, все это, видимо, растрогало старого капитана, которому экспедиция была так много обязана.

В полдень 6 мая, при 8° мороза, отравились в свой далекий путь уходившие на «Экликс» команды и норвежцы. С главной провожающей партией пошел начальник экспедиции, Б. А. Вилькицкий; эта партия имела запасы провизии на три дня для всех и на 9—10 дней для себя. Эта партия, расставшись с уходящими на «Эклипс», предполагала обследовать устье реки Таймыра, положение которого неправильно показал Миддендорф и недостаточно исправил барон Толль.

На другой день, когда лагерь на месте первой ночевки ушедших партий был отлично виден с «Таймыра», поднялся снежный шторм от S с порывами ветра, достигавшими силы 26—28 метров в секунду. Намело груды снега: ветер и метель продолжалась весь следующий день 8 мая, зато потеплело до −3,8°.

9 мая пришедший на «Таймыр» с отправлявшейся на «Эклипс» партией командир «Вайгача», я и два матроса