Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1022

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 873 —

небольшой, но ближайший предмет заслоняет собою больший, но и более отдаленный.

§ 328.

Разум заслуживает также названия пророка: ведь он показывает нам будущее, как неизбежное следствие и действие наших настоящих поступков. Именно поэтому ему свойственно держать нас в узде, когда сладострастные желания, вспышки гнева, вожделения, алчности стремятся склонить нас к тому, что̀ в будущем должно привести нас к раскаянию.

§ 329.

Течение и события нашей индивидуальной жизни по их истинному смыслу и взаимной связи можно сравнить с грубыми мозаическими изображениями. Пока стоишь вплотную к ним, нельзя вполне различить изображенные предметы и понять их значительность и красоту, и лишь на некотором расстоянии то и другое становится ясным. Точно также и истинную связь выдающихся происшествий личной жизни часто понимаешь не в то время, когда они случаются, а лишь спустя значительное время.

Происходит ли это потому, что нам нужны увеличительные очки воображения? Или потому, что целое можно обозреть лишь на известном расстоянии? Или потому, что нужно дать сначала улечься страстям? Или потому, что лишь в школе опыта мы приобретаем необходимую для суждения зрелость? Вероятно, все это — вместе; но несомненно то, что поступки других лиц часто, а свои собственные — порою, мы видим в настоящем свете лишь по прошествии многих лет. Это приложимо не только к личной жизни, но и к истории.

§ 330.

О человеческом благополучии можно сказать то же, что о некоторых группах деревьев, которые издали кажутся нам поразительно живописными; но как только подойдешь к ним или войдешь в средину их — всякая красота исчезает: стоишь между деревьями, а не понимаешь, куда она делась. На том же зиждется, что мы часто завидуем чужому положению.

§ 331.

Почему, невзирая ни на какие зеркала, мы в сущности не знаем собственной физиономии и не можем вызвать в воображении собственной особы, хотя и умеем представить себе всякого знакомого человека? Эта трудность на первых же шагах ставит препятствия γνωϑι σαυτον.