Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1029

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 880 —

ловек бывает велик или ничтожен, смотря по преобладанию того или другого мировоззрения.

§ 338.

Каждый считает границу своего кругозора границей мира: в интеллектуальном отношении это так же неизбежно, как и в физическом зрении та иллюзия, что на горизонте небо касается земли. Но на этом основывается между прочим и то, что всякий меряет нас своею мерой, которая бывает большей частью заурядным аршином, и мы вынуждены примиряться с этим, а также и с тем, что всякий старается наделить нас своею мелочностью, — фикция, признанная раз навсегда.

§ 339.

Есть понятия, очень редко выраженные в том или другом уме с полной ясностью и определенностью; они временно существуют лишь благодаря своему названию, которое, собственно говоря, только указывает место подобного понятия, и без него понятие было бы совершенно утеряно. Таково, например, понятие мудрости. Как смутно оно почти в каждой голове! Стоит посмотреть на разъяснения философов.

Мудрость“, как мне кажется, обозначает совершенство не только в теоретическом, но и практическом отношении. Я определил бы ее как полное, правильное понимание вещей в общем и целом, — понимание, которым человек проникнут так всецело, что оно обнаруживается также в его поступках и руководит всегда его действиями.

§ 340.

Все самобытное и поэтому все истинное в человеке, как таковое, действует, подобно силам природы, бессознательно. Все, что проходит чрез сознание, именно в силу этого становится представлением: следовательно, проявлять это прошедшее через сознание значит, до изизвестной степени, сообщать какое-нибудь представление. Именно по этой причине и все истинные и устойчивые свойства характера и духа — первоначально бессознательны, и лишь как таковые производят они глубокое впечатление. Все сознательное в этом роде есть уже позднейшее улучшение, преднамеренность, и поэтому переходит в аффектацию, т. е. обман. Что человек производит бессознательно, то не стоит ему никакого труда, зато и не заменимо никаким трудом: таково возникновение первоначальных концепций, лежащих в основе всех истинно великих творений и составляющих главное ядро их. Поэтому неподдельно, основательно лишь то, что прирождено, и всякий, кто хочет что-нибудь создать, должен в каждом деле, в поступках, в писании, в творчестве, следовать правилам, не зная их.