Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1033

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 884 —

ком расстоянии кажутся большими, совсем же вблизи занимают даже все наше поле зрения, и лишь когда мы отойдем немного, становятся небольшими и незаметными, — так и во времени встречающиеся нам на нашем обычном жизненном пути маловажные случаи, неудачи и события кажутся нам, пока они у нас на глазах, великими, значительными, важными, возбуждая в нас, сообразно с этим, аффекты, заботу, досаду, страсти; когда же неустанный поток времени отнесет их хотя бы на небольшое расстояние, они оказывается незначительными, не стоящими внимания и быстро забываются, ибо важность их зависит лишь от их близости.

§ 349.

Радость и страдание — не представления, а движения воли, почему они не входят в область памяти, и не в нашей власти воспроизвести их, как таковые, ибо это равнялось бы их возобновлению; мы в состоянии воссоздать лишь представления, их сопровождавшие, в особенности же, припомнить, как радость и горе подействовали на нас, чтобы по этим вновь вызванным к жизни проявлениям чувства судить, чем они для нас были. Вследствие этого воспоминание наше о радостях и печалях всегда несовершенно и, когда они прошли, они становятся для нас безразличны. Напрасны поэтому наши старания освежить иногда в своей памяти наслаждения или печали прошлого, истинная сущность тех и других лежит в воле: эта же последняя сама по себе и как таковая не имеет памяти, составляющей функцию интеллекта, который по своей природе содержит в себе и доставляет нам одни лишь представления: последние же в этом случае к делу не относятся. Замечательно то, что в черные дни мы можем очень живо воссоздать былые счастливые времена; наоборот, в дни счастья черные дни рисуются нам лишь очень смутно и холодно.

§ 350.

Для сохранения памяти нужно в особенности опасаться спутанности и неясности заученного; переполнение ее само по себе нестрашно. Способность памяти не уменьшается от количества усваиваемого: подобно тому как те формы, которые последовательно принимает песок, не уменьшают его способности к образованию новых форм. В этом смысле память бездонна. Правда, чем больше и разнообразнее чьи-либо познания, тем более данному человеку требуется времени для того, чтобы найти то, что ему внезапно понадобилось; ибо он подобен купцу, который должен найти в большом и разнообразном магазине требуемый в данную минуту товар; или, точнее говоря, это — потому, что ему надо из многого возможного вызвать именно тот ход мыслей, который ука-