Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 986 —


§ 181 bis.

Религия, имеющая своей основой одно-единственное событие и даже стремящаяся сделать это событие, которое случилось там-то и там, тогда-то и тогда, поворотным пунктом для мира и всего бытии, обладает столь слабой основой, что ее существование становится невозможным, как скоро люди начинают сколько-нибудь размышлять. Насколько мудрым представляется зато в буддизме признание тысяч Будд! — чтобы не случилось того же, что в христианстве, где Иисус Христос искупил мир и вне его нет спасения, а между тем четыре тысячелетия, от которых сохранились великие и прекрасные памятники в Египте, Азии и Европе, ничего о нем не могли знать, и эпохи эти со всем своим великолепием без оглядки попали в руки дьявола! Многие Будды необходимы потому, что в конце каждой кальпы мир погибает, а с ним и учение, так что для нового мира требуется новый Будда. Спасение всегда под рукою[1].

Если цивилизация достигла наивысшего развития у христианских народов, то это не потому, чтобы христианство ей благоприятствовало, а потому, что оно умерло и оказывает уже мало влияния: пока это влияние обнаруживалось, цивилизация сильно отставала — в средние века. Напротив, ислам, браманизм и буддизм продолжают пользоваться всесторонним влиянием на жизнь: всего менее еще заметно это в Китае, почему и цивилизация там довольно близко подходит к европейской. Всякая религия стоит в антагонизме с культурой.

Вместо того чтобы отмечать религии как истинные sensu allegorico, можно называть их, как это именно и сделано в кантовской нравственной теологии, гипотезами для практической цели или путеводными схемами, регулятивами, — на манер физических гипотез об электрических токах, служащих для объяснения магнетизма, или об атомах, объясняющих количественные соотношения при химических соединениях, и т. д.,[2] — гипотез, которым избегают приписывать объективную истинность, пользуясь однако ими, чтобы связать между собою явления, так как по отношению к выводам и экспериментам они дают приблизительно то же, что и сама истина. Это — путеводные звезды для поведения и субъективного успокоения при мышлении.

Для большой толпы единственно понятными аргументами являются чудеса: вот почему их совершают все основатели религий.

  1. (Вариант): Специфический недостаток христианства, особенно вредящий его прензиям стать мировой религией, заключается в том, что оно в главном вращается вокруг одного единственного индивидуального события, ставя от него в зависимость судьбу мира. Это производит тем более неблагоприятное впечатление, что каждый с самого начала вправе совершенно игнорировать такое событие.
  2. Такое же значение имеют также и полюсы, экватор и параллели на небесном своде: на небе нет ничего подобного — оно не вращается.