Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/115

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 110 —

верх, — хотя исключительно в среде ученых и образованных людей. Народ же никогда не переставал верить в магию, — даже в Англии, где образованные классы, напротив, умеют соединять унизительную для них слепую веру в дела обрядности с непоколебимым неверием Фомы или Фомазия ко всем таким фактам, которые выходят за пределы законов толчка и отражения или кислот и щелочей, и не внемлют словам своего великого соотечественника, что на небе и на земле есть больше вещей, чем снится их философии. Одна из ветвей старой магии даже открыто сохранилась у народа в повседневном употреблении, к чему дает ей право ее благая цель, — я разумею симпатическое лечение, в реальности которого едва ли можно сомневаться. Обычнее всего, это — симпатическое лечение бородавок, действительность которого подтверждает, на основании собственного опыта, уже осторожный и эмпирический Бэкон Веруламский («Silva silvarum», § 997); далее, заговор рожи на лице, и притом успешный, встречается настолько часто, что в действительности его легко убедиться; часто также удается и заговор лихорадки и мн. т. п.[1].

Что истинно-действующим началом являются во всех этих случаях не бессмысленные слова и приемы, а, как и при магнетизировании, воля исцеляющего, — это, после сказанного выше о магнетизме, не требует новых доказательств. Примеры симпатического лечения еще незнакомые с ним лица могут найти в «Архиве животного магнетизма» Кизера, том 5, выпуск 3, стр. 106; том 8, выпуск 3, стр. 145; том 9, выпуск 2, стр. 172 и том 9, выпуск 1, стр, 128. Пригодна также для предварительного ознакомления с этим предметом и книга д-ра Моста: «О симпатических средствах и лечениях», 1842 г.[2]. — Таким

  1. В „Times“, 1855, от 12-го июня, на стр. 10, напечатан следующий рассказ:
    Знахарь-коновал.
    „На пути в Англию, в Бискайском заливе, корабль Симла подвергся сильному шторму, от которого жестоко пострадали лошади, и несколько из них, в том числе и боевая лошадь генерала Скарлета, стали никуда не годными. Этой очень дорогой кобыле приходилось настолько плохо, что мучения ее уже хотели прекратить пистолетным выстрелом, когда какой-то русский офицер посоветовал послать за одним из пленных казаков, утверждая, что последний — „знахарь“ и колдовством умеет лечить лошадей от всяких болезней. Послали за казаком, и тот сейчас же заявил, что он может сразу вылечить лошадь. За ним тщательно наблюдали, но могли только заметить, что он снял с себя пояс и завязал на нем 3 узелка в различных местах. Как бы то ни было, кобыла через несколько минут поднялась, стала на ноги, усердно принялась за еду и быстро поправилась“.
    Прибавление к 3-му изданию.
  2. Уже Плиний в 28 книге, с 6-й до 17 глав., приводит множество примеров симпатического лечения.
    Прибавление к 3-му изданию.