Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 13 —

нить пространство… Это наполнение без вещества невозможно. Одна только сила никогда не наполнит пространства. Должна существовать материя, для того чтобы она наполнила пространство». — Браво! Мой сапожник аргументировал бы таким же точно образом[1]. Когда я встретил подобные specimena eruditionis, мною овладело сомнение, не был ли я выше несправедлив к этому человеку, причислив его к тем, кто думает подкопаться под Канта, причем я, конечно, имел в виду следующие слова его: «Пространство являет собою только отношение сосуществования вещей»; l. с. I глава, стр. 899 и далее, стр. 908: «Пространство являет собою отношение, в котором находятся между собою вещи, — сосуществование вещей. Это сосуществование перестает быть понятием, когда прекращается понятие материи». Но ведь я, пожалуй, неправ: мог же он, наконец, выставить эти положения и в совершенной невинности, одинаково не зная ни «трансцендентальной эстетики», ни «Метафизических основоначал естествознания». Правда, это было бы слишком сильно для профессора философии. Но в настоящее время надо быть готовым ко всему. Ибо знание критической философии вымерло, несмотря на то, что она представляет собою последнюю по времени истинную философию и притом учение, создавшее революцию и мировую эпоху не только в области всяческих философских изысканий, но и в человеческом знании и мышлении вообще. Так как, следовательно, ею опрокинуты все прежние системы, то в настоящее время, когда знакомство с нею вымерло, философские исследования совершаются главным образом уже не на основе учений кого-либо из выдающихся умов, а являются простым периливанием из пустого в порожнее и в основе своей имеют заурядное образование и катехизис. Впрочем, спугнутые мною профессора, быть может, снова примутся за произведения Канта. Но, как замечает Лихтенберг: «Я полагаю, что в известные годы кантовской философии выучиться так же трудно, как ходить по канату».

Поистине, я не снизошел бы до перечисления грехов этих грешников, если бы не считал этого своим долгом: в интересах правды на земле я обязан указать на то состояние упад-

  1. Тот же самый рецензент, в августовской книге „Heidelberger Jahrbücher”, 1855 г., стр. 579, излагая философские учения о Боге, говорит: „По Канту, Бог — непознаваемая вещь в себе“. В рецензии на „Письма“ Фрауенштедта, „Heidelberger Jahrbücher”, 1855, май или июнь, он говорит, что не существует никакого познания a priori.
    Прибавление к 3-му изданию.